Светлана Брюшинкина
Консультация для воспитателей «Методика обучения метанию» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение метанию даль.
Такой вид движения, как метание, часто используются детьми в самостоятельных играх. Упражнения данного вида имеют три фазы:
I подготовительную – замах
II основную - бросок
III заключительную - сохранение равновесия после сброса.
Подготовительная фаза служит созданию наиболее выгодных условий для выполнения броска: предварительно растягиваются те мышцы, которые затем будут быстро сокращаться. Чем длиннее путь при замахе, тем больше возможности улучшить результат.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика обучения метанию“ (2 часть)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Метание: боулинг, кольцебросы, городки
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Движения в основной (главной) фазе нацелено на решение основных задач: совершить бросок (при этом ноги выпрямляются, рука разгибается, и производится бросок кистью).
Движения в заключительной фазе либо затухают пассивно, либо затормаживаются активно, с целью уравновешивания тела. Эта фаза в метании для детей дошкольного возраста не имеет принципиального значения. В первую очередь должны быть разучены направление замаха и бросок.
Виды метания : все виды метания различаются между собой направлением замаха (вверх – назад, вниз – назад и т. д.)
Метание способами : из за головы, из за спины через плечо, с разбега из за спины через плечо
Дети дошкольного возраста метают лёгкие снаряды (малые мячи, мешочки с песком, дротики, гранаты, копья) броском из за головы.
Подготовительная фаза этого упражнения может быть выполнена в 3х вариантах:
1. рука с предметом поднимается вверх – назад и слегка сгибается за голову;
2. рука с предметом отводится вниз назад, туловище разворачивается в сторону замаха (метание способом из за спины через плечо);
3. в скрестном шаге после разбега рука с предметом переходит в положение второго варианта, а противоположная рука, согнутая или прямая, выносится вперёд в сторону броска.
Во всех вариантах замаха тяжесть тела падает на ногу, стоящую сзади.
Конечно усилие и бросок во всех вариантах.
I МЛАДШАЯ ГРУППА
Подготовительные упражнения к этому движению
бросание мяча вперёд двумя руками снизу от груди;
подводящие
бросание мяча двумя руками из-за головы.
Поскольку положение руки с предметом над головой как при метании одной рукой, так и при броске двумя - одинаково, вначале надо изучить броски двумя руками из-за голговы.
Следует обратить внимание на
замах и бросок;
затем на замах, сгибание ног, их выпрямление и бросок;
а затем из и. п. : руки за головой, (при удержание малого мяча) левую руку опустить и произвести бросок правой рукой. Тоже самое сделать левой.
Эти броски в I и II мл. группе можно выполнять из и. п. ноги вместе или слегка расставлены с использованием шнура натянутого на уровне груди ребенка или сетки.
Обучение метанию способом из за головы начинается в младшей группе и продолжается на протяжении всего пребывания в детском учреждении.
II младшая группа
Детей обучают направлению замаха (вверх назад из свободной стойке. Сам воспитатель при этом принимает правильное исходное положение и даёт четких образец. Техника выполнения:
Исходное положение: первая нога впереди, тяжесть тела на впереди стоящей ноге.
Прицеливание.
Замах: рука с предметом поднимается вверх-назад и сгибается за головой. Одновременно тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу.
Бросок: тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, ноги разгибаются, плечо идет вперед, рука разгибается, бросок производится кистью.
Ребенку предлагается поднять вверх руку с предметом и посмотреть на него.
Это:
1 - позволяет открыть скупку (помогает) поднять руку выше и согнуть её на уровне головы, а не у плеча;
2 - ребенок следит глазами за предметом, поднимает голову, прогибает спину, что помогает увеличить амплитуду замаха и дальность броска;
3 данный зрительный контроль предупреждает такую ошибку ка отведение локтя в сторону в момент подъема руки вверх и ранее поднимание его в локте.
Наиболее рациональный способ организации детей в метании это фронтальный (одновременно) или посменный по 8 - 10 человек.
Воспитатель встаёт перед детьми, если они располагаются шеренгой, или полукругом,
предлагает взять предмет, плотно обхватить его и поднять руку с предметом (показать, как крепко его держат)
Обучение во второй младшей группе
- «Дети, сейчас мы будем бросать мешочек. Подойдите к линии (к шнуру) У вас у всех мешочек (или меч) в правой руке. Отставьте на шаг назад правую ногу, поднимите руку с мячом вверх, посмотрите на мяч, бросили!»
Воспитателю не следует говорить о том, что бы дети согнули руку за головой перед браком. Это у них получается непроизвольно.
Главное: научить поднимать руку с предметом вверх-назад и бросить его.
После броска дать задание каждому поднять свой предмет и вернуться на свое место. Метание обязательно выполнить и правой и левой рукой.
Средняя группа
Задачи:
Закрепляется умение правильно принимать исходное положение и осуществлять правильный замах.
Кроме того обучают прицеливанию, потянутся к цели.
Методика обучения.
Для обучения правильному замаху детям предлагается при броске коснуться предплечьем головы, то есть проконтролировать положение руки и предупредить отведение локтя в сторону.
При обучении прицеливанию, детям предлагают сначала потянуться к цели что позволяет перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу.
- «Дети, подойдите к линии, левую ногу поставьте к полоске, правую назад. Прицелившись, потянитесь к цели, замахнулись, посмотрели на мяч и бросили!»
При выполнении данного задания вес тела переносится с впереди стоящей ноги на сзади стоящую и вновь на впереди стоящую.
Старшая и подготовительная группа.
3 элемента:
1 фаза –прицеливание (перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу)
2 фаза – замах (перенос тяжести тела на сзади стоящую ногу)
3 фаза – бросок (перенос веса на впереди стоящую ногу и бросок)
Слитность всех движений достигается только по мере тренировки. На первых занятиях (когда идет разучивание нового элемента, упражнение выполняется только правой рукой, а затем поочередно).
Старшая группа.
Задачи.
1 Обучать при прицеливании переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2 Обучать движению прямой рукой с выпрямляем ее в локте, и конечному усилию кисти.
3 Обучать упражнению в определенном ритме из разных исходных положений.
Подготовительная группа
Задачи.
1. Начинают обучать метанию способом из-за спины через плечо.
Обучение производится методом расчлененного упражнения.
На первом этапе показывается все упражнения, но обращается внимание только на замах и бросок.
Второй этап объясняется направление замаха: вниз назад до отказа одновременным разворотом туловища в сторону замаха и принесением тяжести тела мазать стоящую ногу.
Третий этап - обучение выходу в положение «натянутого лука», когда колени разворачиваются в сторону броска. Таз, затем грудь подаются вперед. Одновременно летающая рука сгибается в локте замахом по способу из-за головы.
Подводящие упражнения:
1. Ребенок встает на расстоянии двух шагов от стены, выполняет замах и берёт палку или скакалку хватом снизу. Затем скользя рукой выходит в положение «натянутого лука». Это упражнение разучивается индивидуально как в зале, так и на прогулках.
Обучение метанию цель детей разных ворастных групп.
I младшая группа.
Дети могут метать способом из-за головы как правой так и левой рукой. Двумя руками из-за головы, двумя руками снизу.
Воспитатель показывает все упражнения, но обращает внимание только на замах и бросок. Первая младшая группа метает только на дальность и в горизонтальную цель (корзина круг на полу)
II младшая группа
Дошкольников учат метать в вертикальную цель. Способы остаются те же
Средняя группа
Вводится новый способ метания в горизонтальную цель с прямой рукой снизу.
Техника:
Исходное положение – левая нога впереди (при метании правой рукой).
Прицеливание – рука выпрямлена и тянется к цели. Масса тела переносится на впереди стоящую ногу.
Замах – рука с предметом опускается вниз – назад, масса тела переносится на сзади стоящую ногу, согнутую в колене, туловище наклоняется вперёд.
Бросок - массы тела переносится на впереди стоящую ногу. Ноги выпрямляются рука с предметом идет вниз вперед, бросок производится кистью.
I этап. Обучение.
Задачи:
1 Обучение исходному положению, направлению замаха.
2 Обучение прицеливанию - потянутся к цели с перенесением массы тела на впереди стоящую ногу.
3 На первом этапе обучения воспитатель показывает всё упражнение, но объясняет исходное положение, замах и бросок.
Пример: метают в обруч, воротики, корзины, круги.
По мере освоения замаха вводится обучение прицеливания.
II этап. Закрепление
Задачи:
1 обучать переносу массы тела с одной ноги на другую
На втором этапе детей учат переносить массу тела, но при этом следует обращать внимание на правильное выполнение задания кем то из детей.
III этап обучения
Старшая, подготовительная группа.
Выполняется упражнение в целом, слитно, с разными предметами и заданиями в разных естественных условиях с включением подвижных игр.
Задачи:
Закрепить элементы техники метания.
Обучать сгибанию ног при броске.
Если у некоторых детей это движение получается естественно, то воспитатель должен обратить внимание всей группы.
Задания усложнить в играх, кегли, кольцеброс, на прогулках, в соревнованиях.
Способ метание от себя применяется в играх – «кольцеброс», «серсо», «классы», «альчики».
Техника:
Исходное положение - одна нога впереди (любая).
Прицеливание - масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Прямая рука тянется к цели.
Замах – рука с предметом сгибается в локте, кисть разворачивается к туловищу и двигается к нему (приблизительно на уровне пояса) Одновременно масса тела переносится на сзади стоящую ногу, которая сгибается. Туловище наклоняется вперёд.
Бросок – масса тела переносится на впереди стоящую ногу. Рука выпрямляется. Бросок совершается кистью.
Метание способом сбоку.
Используется во время игр в городки.
Используются в старшей группе.
Выполняется выделяется три вида техники метания :
а) локтевой
б) плечевой
в) комбинированный.
Не следует учить какому-то одному из них. Техника выполнения у каждого индивидуальна.
1 в начале обучают захват биты в ладонь.
2 принятию исходного положения и направления замаха (в сторону назад или вниз назад прямой или согнутой рукой.
3 обучают броску прямой или согнутой рукой на уровне пояса или плеча.
Техника безопасности
на занятиях с использованием метания.
Не стоять при групповых занятиях с правой стороны.
Быть особенно внимательным при упражнениях в метании.
Не разрешать ходить за снарядами без разрешения.
Не позволять переходить места, на которых используются метание, бегом или прыжками.
Не давать мячи броском, а прокатывать. Мешочки приносить.
Порядок метания может быть следующим:
-по сигналу первые в колоннах передают в цель, сами подбирают и становятся в конец колонны.
- при метании на дальность двумя, тремя или четырьмя шеренгами – первая шеренга бросает, подбирает предметы, возвращается назад. Передает другой шеренге.
Встречное метание на дальность разрешается только при условии, если предметы не будут долетать до метающих.
В горизонтальную цель встречное метание разрешается.