Ирина Александровна Архипова
Занятие «Знакомство дошкольников с древним миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Лишь человек знающий прошлое своей
цивилизации, страны, семьи, племени, рода –
может считаться частью всего выше перечисленного
Ирек Биккин
Выбор данной темы обусловлен тем, что ребенку-дошкольнику
необходимо именно с детства ориентироваться в исторических процессах
человечества, так как полученный в детстве познавательный и эмоциональный
Темочки:
опыт общения с историческим наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к истории человечества.
Знания о начальных этапах истории человека необходимы и полезны для расширения культурного кругозора ребенка, для понимания истоков происхождения человечества, интеллектуального и личностного развития.
Процесс формирования представлений о происхождении человека должен
строиться с опорой на опыт ребенка, через процесс его «погружения» в
исторический образ, интегрированный в различные виды детской деятельности, обеспечивающий всестороннее восприятие и проживание ребенком исторических знаний.
Цель:
Дать детям элементарные представления об истории цивилизации, об
образе жизни древнего человека (как люди добывали пищу, изготавливали
одежду, посуду и орудия труда, как они охотились); расширить тем самым
тематику сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
- Ввести детей в необычную социальную ситуацию, помочь открыть новые
стороны социальной действительности
- познакомить с жизнью древних людей, дать представление о том, как выглядел человек, чем занимался, как развивался
- Развивать любознательность, познавательную и речевую активность, навыки инсценирования, интерес и желание побывать в образе древнего человек.
Тема «Древний мир» давно была мне интересна. Множество загадок, тайн, секретов хранит история человечества, и чем она древнее, тем больше интересного она сможет нам рассказать. Как же её лучше изучать? Как сделать историю интересной и увлекательной для детей дошкольного возраста?
И вот, наконец, мы с моими дошколятами смогли начать с ней знакомиться. Первобытный человек, его жилище, мамонты, динозавры…как добывали огонь наши предки? и множество других вопросов, не нашедших ответа в истории. Я и мои первооткрыватели всё -таки постарались найти ответы на интересующие нас вопросы.
Предлагаю Вашему вниманию мой опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с древним миром.
Знакомство с историей человечество мы в своей группе начали с рассматривание энциклопедии и беседа по ним, рассматривание иллюстраций, книги, картинки. Во время совместной деятельности проводили беседы, дидактические игры, собирали разрезные картинки, восстанавливали странички истории о зарождении человечества, их быте, моделировали одежду, строили жилища. Просмотрели много презентаций по этой теме.
Мною было подобрано презентация со слайдами: Слайд «Первобытный человек», слайд «Орудия труда», слайд «Жилище древнего человека», слайд «Наскальные рисунки», слайд «Человеческое стадо», слайд «Одежда древних людей» и др.
С наглядностью помогли, как обычно, мои незаменимые «палочки-выручалочки» (родители). Они у меня мастера на все руки. С их помощью был оформлен макет «Река времени», на котором представлены жилища наших предков в разные времена, а также подобрана коллекция динозавров. А какие замечательные альбомы помогли мне оформить мои родители….
Во время конструктивной деятельности, предложила детям сделать макет пещеры древнего человека. Мои воспитанники с радостью и удовольствием взялись за дело, и мы все дружно стали строить свою пещеру.
Разминали пластилин, приносили с прогулки маленькие камушки. Облепили коробку пластилином, пещеру делали из пластиковой бутылки с вырезанным входом и также облепливали её пластилином. Затем, обкладывали камушками и делали костер. Когда макет быль готов дети предлагали, лепит древних людей, динозавров и других животных того времени.
Хижина древних людей. Следующий этап нашей продуктивной деятельности (стал) это постройка хижины из бросового материала и пластилина, который предлагали уже сами дети. Также собирали на прогулке палочки, ветки и в свободное время приготовили хижину. Было очень приятно смотреть как некоторые дети, утром приходя из дома подходили к макету и продолжали, строит макет хижины. Также готовили очаг (костер, древних животных.
Игра «Дорисуй и раскрась хижины». Раздавала раскраску хижины. Дети дорисовали и раскрашивали хижины древних людей.
Играя с детьми в эти игры, мы создаем условия для развития интереса к истории человечества, развиваем любознательности детей, воспитываем у детей чувство социальной значимости человека в мире, формируем у детей понимания того, что человек – творец (может многое создать, изобрести).
В игре-лото «Труд древних людей» вокруг карты с изображением древнего человека дети раскладывали маленькие карточки. на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы). Дети выбирали нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. Во время выполнения задания они рассказывали о том, что нарисовано на картинках.
Играли в дидактическую игру «Закончи предложение» : -
Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Например, мы живем дома, а древние люди жили…. Мы надеваем платья, рубашки, а древние люди….
Игра «Кому, что надо для работы» (с мячом).
(Во время игры бросала детям мяч и называла вид деятельности человека (вязание, охота, приготовление пищи, стирка, шитье, уборка, рыболовство и т. д, ребенок, который лов ил мяч называл необходимые предметы (спицы, пряжа).
Для того, чтобы выявить знания детей по данному направлению работы, провели викторину «Я знаю кто ты первый человек».
Я хочу сказать, что мы еще многое не успели, поэтому на будущее я буду развивать эту тему, составлю перспективный план в соответствии возрастом детей.
Дошкольники – народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что-нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Ребенку действительно очень важно понимать, откуда он произошел, какова история его семьи, рода, страны, история других государств.
Ребенку важно дать ощущение прошедшего времени через рассказы о быте и людях той или иной эпохи. Именно поэтому мы начали путешествие в историю с изучения древнего мира и поиграли с ребятами в пещерных людей.
С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.
В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.
В вышеуказанном и заключается актуальность заявленной темы.