Киселева Наталья Викторовна
Конспект занятия «Знаешь, почему снег белый?»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Выяснить, с чем связано появление снега и льда, откуда они берутся. Определить цвет снега и льда. Узнать, прозрачный ли снег и лед. Выяснить, обладают ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Посмотреть, что произошло со снегом и льдом, помещенными в теплое место. Воспитывать усидчивость, добиваться положительных результатов при выполнении опытов, умение слушать своих товарищей, не перебивая
Публикация «Конспект занятия „Знаешь, почему снег белый?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает. (Снеговик) (Дети стоят)
Сегодня в гости к нам пришел снеговик, он услышал весёлый смех и решил поиграть вместе снами.
Какое время года мы можем слепить снеговиков (Зимой) Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа (Дети сели)
К какому жанру они относятся.
Дети: Это пейзажи.?
Воспитатель: Какие?
Дети: Зимние пейзажи?
Воспитатель: - Самое главное, что мы ждём от зимы?
Дети :это конечно снега.
(Дети встали)
- Я начну читать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста, добавляйте по смыслу слова – родственные слову «снег».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…снег.
С неба все скользят пушинки-
Серебристые…снежинки.
На посёлки, на лужок
Всё снижается …снежок.
Вот веселье для ребят
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился…снеговик.
Рядом- снежная фигурка –
Это девочка…Снегурка.
На снегу-то, посмотри, -
С красной грудкой… снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…снег.
Воспитатель: А из чего сделан снеговик?
Дети: Из снега.
Воспитатель: А из чего состоит снег? Снег – это скопление множества маленьких снежинок
- А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются (показ видео)
(Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.)
- На что похожи снежинки (Ответы детей.)
- Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.
Воспитатель:- Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами?
1 Опыт “Почему снег хрустит?”(Стол 1)
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. (Скрип снега)
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель:Нам приятно слышать скрип снега под ногами,когда идешь, а можно ли со снегом поиграть?
И снеговик хочет размяться и выполнить с нами физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА Снеговик
Воспитатель Какие зимние забавы ы знаете?
Дети: ответы)
Воспитатель На чем вы катаетесь на коньках?
Дети : по льду?
Воспитатель Как появляется лёд?
Дети: Лёд это замёрзшая вода?
Воспитатель: Как вы думаете, чем раньше был снег? Лед? (снег- снежинки-кристаллики-пар-вода)
Давайте сравним снег и лед по их свойствам и качествам. Все, что я поставлю вам на столы, это нужно для опытов.
А)Посмотрите внимательно на снег, потрогайте его пальчиком. Какой он?- холодный. Мягкий, -Какого цвета снег? –белого. Есть в снегу крупинки?
Потрогайте льдинку. Какая она? (твердая) Что напоминает вам льдинку? (стекло) Почему льдинку нельзя вставить в окно?
Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда? (снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды.
-Во что превращается снег и лед в тепле? –в воду. Возьмите немного снега на ладошку. Что происходит со снегом (от тепла становится мягче, тает,вытрите руки полотенцем)
А что же быстрее тает – снег или лёд? Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в нашей лаборатории.. Опускает в таз с водой кусочки льда и снега.)
- А что легче – лёд или вода? ( Дети делают вывод: лёд легче воды, потому, что не тонет. Через некоторое время обращаю внимание на то, что снег уже растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)
ФИЗМИНУТКА Снеговик
Б)Итак, какого цвета снег? – белого- Подложить полоски красного и синего цвета под снег. Изменил ли снег цвет? –нет
. Возьмите синюю полоску бумаги и подложите под лед. Какого цвета стал лед? Уберите синюю полоску бумаги. Подложите красную полоску бумаги. Какого цвета стал лед?
-Какой можно сделать вывод: цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда. Лед имеет свой цвет? – лед своего цвета не имеет. Он бесцветный. (повторите, какой лед)
В)Найдите на подносах карточку с буквой. Подложите ее под снег. Видно буквы? Нет, Вывод: снег непрозрачный (повторите, какой снег) Подложите карточку под кусочек льда. Что вы видите?
-буква через лед видна. Вывод: лед какой? – прозрачный, а снег непрозрачный. Назовите буквы.
Г) Воспитатель: Часто маленькие дети едят снег. Но почему им его есть не разрешают? (Ответы детей)
- Вчера мы набрали в вёдро снег с участка. Он растаял. Сейчас мы профильтруем талую воду и узнаем, чистая ли вода.
Воспитатель Какой праздник приближается?
Дети: Новый год
Воспитатель Я предлагаю продолжить наши опыты и делать гирлянду на новогоднюю елку
В формочку растаявшего снега добавьте гуашь и размешайте, что получилось? Вода стала цветная. В каждую формочку положите ниточку, сложенную вдвое, так, чтобы петелька была на краю формочки, а оба конца в воде. А как нам воду превратить в леденцы? – поставить на холод. Я ставлю ваши формочки на поднос и вынесу на мороз. Вода застынет, превратится в красный леденец, которыми мы украсим нашу елку только на улице.
А что может произойти с гирляндой в группе.
Дети: Она растает.
Воспитатель: А посмотрите что произошло с нашим снеговиком?
Дети:Он растаял
Воспитатель Мы пойдем на улицу и слепим нового. Хорошо.
Интересно ли было для вас сегодняшнее занятие?
Что нового узнали?
О чем расскажите дома?