Ирина Викторовна Малышева
Значение художественной литературы и фольклора в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных целей дошкольного образования является ознакомление детей с художественной литературой и фольклором. Художественная литература и фольклор являются уникальным средством для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша для развития речевых навыков. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Значимость работы с детской литературой отражена в таких образовательных областях как «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная деятельность на основе детской литературы включает в себя: знакомство детей с детской книжной культурой, детской литературой, целенаправленное восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и т. д.
Универсальность детской литературы и фольклора позволяет рассматривать их не только в качестве образовательной цели, но и как эффективное средство развития всех сторон детской психики. О чем говорится в исследованиях таких выдающихся психологов и педагогов, как А. В. Запорожец, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова и др.
В работах А. В. Запорожца говорится о том, что художественная литература помогает детям осознать нравственный смысл человеческих поступков, позволяет принять высшие социальные мотивы поведения героев художественных произведений.
Как отмечает В. А. Сухомлинский, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий педагог находит путь к сердцу ребенка». Литературные произведения раскрывают детям особенности построения взаимоотношений между людьми. На своем примере герои произведений показывают, к каким последствиям может привести отрицательные поступки, что нужно делать, чтобы избежать тех или иных ошибок.
Слушая текст произведения, ребенок не только следит за приключением героев, но и усваивает правила поведения. Это особенно важно для ребенка, так как он самостоятельно, делая выводы на основе прослушанного, приходит к выводу, что такое хорошо, а что такое плохо. Представленные в образах героев, нравственные понятия, усваиваются ребенком и переносятся в реальную жизнь, во взаимоотношения с другими людьми, постепенно оформляясь в нравственные эталоны.
По замечанию К. Д. Ушинского, детская художественная литература не только помогает ребенку получить новые впечатления, познания окружающего мира, но и оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом, поскольку «условие развития личности – это реальность искусственной культуры, а художественная литература является одним из компонентов культуры». Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и взаимоотношений.
Велика роль художественной литературы в воспитании культуры поведения. Приведем примеры художественных произведений, чтение которых детям будет способствовать воспитанию культуры поведения:
- стихотворения С. Я. Маршака («Откуда стол пришёл?», «Как печаталась ваша книга?», «Книжка про книжку») и др. – учат детей бережно относиться к вещам, которые созданы человеческим трудом;
- рассказы В. В. Бианки, М. М. Пришвина, Г. В. Скребицкого, Е. И, Чарушина – учат ценить окружающую природу, внимательно к ней относится, видеть ее незащищенность и хрупкость;
- из рассказов Б. С. Житкова, И. А. Туричина дети узнают о людях, которые преданы своему делу, обладают чувством долга, силой воли, самоотверженностью; учатся тому, как правильно поступить в определенной жизненной ситуации;
- рассказы Л. Н. Толстого учат детей проявлять уважение к старшим, заботиться и ценить пожилых людей;
- произведения К. И. Чуковского («Мойдодыр», «Федорино горе», В. В. Маяковского («Что такое хорошо и что такое плохо?») формируют у детей культурно-гигиенические навыки;
- рассказы Е. А. Благининой, С. А. Баруздина воспитывают у детей основы патриотизма, гражданские качества;
- произведения В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского воспитывают такие качества, как чувство юмора и др.
Наибольшее воспитательное значение на детей оказывают фольклорные жанры: народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы, авторские сказки. Так, вместе с героями сказок дети переживают, сочувствуют, учатся взаимодействию с окружающими. Именно сказка помогает ребенку сформировать нравственные качества, учит сопереживать и прощать. Вступая в диалог с героями сказок, которые воспринимаются как живые фигуры, ребенок делает определенный нравственный выбор, определяет для себя, поведение какого из героев является ему наиболее близким (герои смелые и добрые, или злые и коварные). Несомненно, четко проявляющаяся в сказке положительная или отрицательная характеристика героев позволят ребенку оценить происходящее, выразить свое отношение к описанной ситуациям, дать нравственную оценку тому или иному поступку.
Через сопереживание герою у ребенка формируется самосознание личности. Всем героям и персонажам сказки свойственна та или иная моральная характеристика, они либо «хорошие», либо «плохие». В дошкольном детстве ребенок ориентирован на отождествления себя с положительным героем. Желая «быть хорошим», ребенок проявляет, свойственное данному возрасту, стремление к социально одобряемому поведению, положительной оценки своих действий.
Многие сказки построены в форме диалогов, что способствует развитию культуры речи. Из сказок ребенок усваивает правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения. Сказки расширяют словарный запас детей, делают речь образной и колоритной. Особое значение в детской книге являются иллюстрации. Иллюстрированные книги важны для развития ребенка. На самом базовом уровне иллюстрированные книги помогают детям понять, что слова передают значение – связывая картинки в книге со словами на странице.
Как отмечает К. Д. Ушинский, сказка позволяет удовлетворить следующие потребности ребенка:
1) потребность в автономности. В каждой сказке герой всегда представлен самостоятельной личностью, которая, ориентируясь на себя и свои силы, делает свой выбор, определяет каким интересам следовать.
2) потребность в компетентности. Герой в сказке способен преодолеть самые сложные препятствия и достичь успеха.
3) потребность в активности. Герой представлен как активная личность, находящаяся в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добивается, с кем-то борется и т. п.
Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование у ребенка таких качеств личности, как: автономность (стремление проявлять свою позицию, высказывать мнение); активность (инициировать и управлять процессом общения, организовывать себя и других); социальная компетентность (отношение к другим людям: проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия; познание другого человека: понимание его интересов, потребностей; выбор адекватных способов поведения).
Особое значение сказки в развитии и формировании личности ребенка отводил В. А. Сухомлинский. Рассматривая сказку как активатор детского мышления, педагог был убежден, что именно сказка «пробуждает в ребенке эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства». Также, по мнению педагога, сказка является средством социализации, с помощью которого ребенок познает мир. Сказка контролирует и направляет процесс развития ребенка, оказывает влияние на сознательные и бессознательные стороны развития его личности.
Выдающийся психолог и педагог Л. С. Выготский также отмечал, что сказка является значимым средством социализации дошкольника, «средством приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, к творческому преобразованию окружающего мира». Сказка знакомит ребенка с культурным опытом человечества, способствует тому, что ребенок начинает осознавать себя частью культуры. Сказки являются определенным жизненным сценарием, усвоив которые, ребенок начинает использовать их в своей жизни.
Таким образом, для ребенка дошкольного возраста сказка является тем средством, которое формирует личность ребенка.
Культура поведения и нравственные качества дошкольников формируется посредством произведений устного народного творчество, благодаря которому дети познают красоту окружающего мира, красоту слова, языка. Фольклорные произведения способствуют развитию моральных качеств, они поучительны и жизненны. Такие жанры устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, сказки легко усваиваются и запоминаются детьми.
Итак, художественная литература не только способствует нравственному развитию, но и эстетическому, умственному. Художественные произведения открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений, учат чувствовать и проявлять эмоции, активизируют мышление и воображение, дают образцы литературного языка, правильного общения. Слушая то или иное произведение, ребенок познает окружающую действительность, постигает мир человеческих отношений, учится тому, как себя вести в конкретной жизненной ситуации. Художественное слово воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства, поступки. Слово может вызвать у ребенка желание сделать что-то хорошее, усвоить нормы и правила поведения.
Велика роль художественной литературы и фольклора в речевом развитии ребенка с первых лет жизни. Уже в младшей группе дети знакомятся с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихи). Стихотворные произведения помогают ребенку усвоить ритмичность и музыкальность речи. В прозаических произведениях дети сочувствуют и сопереживают положительным героям. Речь обогащается новыми словами и выражениями.
В среднем дошкольном возрасте знакомство с художественной литературой продолжается. Внимание ребенка сосредотачивается не только на содержании литературного произведения, но и на языковых особенностях (образность слов и выражений, сравнения и эпитеты). Дети учатся отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению, вычленять главное в содержании – действия героев, их поступки и взаимоотношениях. При чтении стихотворений дети учатся выделять музыкальность, напевность стихотворного текста, образные выражения, красоту и богатство языка.
В старшем дошкольном возрасте у детей развито осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании содержания и нравственного смысла художественного произведения, в способности выделять средства художественно выразительности, то есть развито понимание образной речи.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны глубоко понять особенности художественной формы, отличить один жанр от другого. Поэтому именно в этом возрасте открываются большие возможности для развития образной речи. В этом возрасте при чтении художественных произведений акцент делается на восприятии выразительных средств.
Как подчеркивает О. С. Ушакова, художественное слово помогает ребенку усваивать нормы языка в единстве с лексикой. С помощью такого литературного жанра, как рассказы, дети познают точность и лаконичность слова. Стихи способствуют усвоению музыкальности, ритмичности, напевности русской речи. Жанры русского народного творчества раскрывают богатство родной речи, ее образность и выразительность.
По мнению Е. А. Флериной, именно детская художественная литература обогащает структуру речи, расширяет лексикон, способствует развитию детского словотворчества. Исследователем были выделены критерии отбора детской литературы, предложена методика чтения литературы с учетом возрастных групп.
О важности народных сказок в развитии речи дошкольников говорится в исследовании К. Д. Ушинского. Автор отмечает, что народные сказки позволяют ребенку усвоить все формы языка, выработать собственные речевые навыки при рассказывании. Чем чаще дети слышат такие сказки, тем сильнее впитывают гармонию слова. В русских народных сказках много образных выражений, которые доступны детям: мороз трескучий, зимушка-зима, красное солнышко, коровушка-буренушка и др. Богаты русские народные сказки метафорами, сравнениями, словами с уменьшительными суффиксами. Много информации о родном крае, верованиях, культуре народа содержится в русском фольклоре, что побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, тем самым активно пополняя словарный запас.
Разрабатывая основы обучения русскому языку, К. Д. Ушинский, включал в структуру каждой страницы «родного слова» различные фольклорные формы (прибаутки, скороговорки, небылицы, приобщающие к знаниям, достигнутых народом.
Художественная литература и фольклор – эффективное средство развития читательской культуры. Чем раньше ребенок будет проявлять интерес к книге, тем эффективнее будет процесс развития читательской культурой дошкольника, под которой понимается «определённый уровень развития культуры общения ребёнка с книгой (представления о книге и её назначении, ценностное и бережное отношение к книге, способность исследовать книгу, выбирать интересующую книгу); культура восприятия художественного текста (эмоциональная реакция на текст произведения, включение воображения, эстетическое восприятие художественного текста, умение находить в прочитанном ценностные и познавательные смыслы) .
Интерес к книге проявляется у ребенка уже в самом раннем детстве. Ребенок с удовольствием перелистывает картинки, рассматривает их, слушает текст произведения. Так происходит первое общение ребенка с книгой. Неслучайно детская писательница И. Токмакова отмечала, что «детская книга – вещь исключительная и тонкая, вершины которой доступны гениальному взгляду ребенка и мудрому терпению взрослого. Детская книжка – удивительное искусство».
Таким образом, художественная литература и фольклор являются важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Не давая прямых наставлений, они учат детей нравственным нормам, определяют ценностные ориентиры жизненного пути, воспитывают необходимые качества личности, расширяют представления детей об истории народа и его культуре. Слушая произведение, а затем, беседуя по нему, ребенок не только постигает сложность взаимоотношений между людьми, усваивает многообразие человеческих характеров, особенности переживаний, но и усваивает образцы поведения, которые в последствие переносит в реальную жизнь, развивает мыслительные способности и речь.
Список литературы.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. 400 с.
2. Баева К. Ю. Ознакомление детей раннего возраста с творчеством Агнии Барто через проектную деятельность // Кубанская школа. 2021. № 2. С. 95-97.
3. Жулина Е. В., Лебедева И. В. Логопедический потенциал русского фольклора в коррекционной работе с задержкой речевого развития // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 2 (52). С. 151-155.
4. Зайцева К. Н. Развитие нравственной культуры дошкольников средствами народных сказок // В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: О. Н. Широков [и др. ]. – Чебоксары, 2021. С. 93-94.
5. Крупенчук О. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. ФГОС ДО. – М. : Литера, 2020. 89 с.
6. Попова Н. А., Борзых Е. А., Лаптева М. Е. Вариативные формы работы с книжными иллюстрациями в процессе приобщения детей раннего и младшего дошкольного возраста к художественной литературе // Преемственность в образовании. 2021. № 29 (8). С. 325-334.