Макаревич Лариса
Конспект занятия «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение, систематизация, уточнения представления о зимующих птицах.
Программные задачи:
- Расширять знания о роли птиц в природе и жизни человека.
- Развитие связной речи.
- Расширение и активизация словарного запаса.
- Развитие внимания, воображения, зрительного восприятия, мышления, наблюдательность.
- Развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Воспитывать любовь и заботливое отношение желание помогать им в трудное зимнее время.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Рассматривание иллюстрации с изображением птиц.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихотворений.
- Отгадывание загадок.
- Беседы с детьми: «Что ты знаешь о птицах?», «Трудности птиц во время зимовки».
- Аппликация «снегири»
- Подвижные игры «Перелетные птицы». «Птички в гнёздышках». «Совушка-сова».
Метод и приё мы:
- беседа, вопросы; наглядность, художественное слово, использование; звукозаписи; физкультминутка; опыт.
Ход занятия.
- Дети нам пришло письмо из леса. Написала нам его сорока.
Воспитатель читает письмо: «Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму что к чему?»
Воспитатель:
- Давайте поможем разобраться сороке.
- Но для этого нам нужно отправиться в лес.
- Закройте все глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
Звучит запись «Голоса птиц». Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.
Воспитатель: Дети, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц, что у них общего, смотрите:
- есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове есть глаза и клюв, на туловище есть грудка; все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит части тела птиц, призывая к ответу детей).
Воспитатель:
- А теперь подумайте, назовите, что у них разное?
- Кто внимательный?
- Кто заметил отличие?
Ответы детей:
- у снегирей грудка красная;
- у синицы грудка желтая;
- у дятла спинка и голова ярко-красная;
- у сороки белые бока.
Воспитатель:
- Чем отличаются птицы от животных?
Дети: - Птицы умеют летать, а животные ходят.
Воспитатель:
- Какие части, помогают птицам летать?
Ответы детей:
- Птицам помогают летать крылья.
Воспитатель:
- Давайте с вами узнаем, как же крылья помогают летать птицам.
Воспитатель проводит опыт.
Опыт.
Дети подходят к столу: на столе лежат на каждого ребёнка по 2 листочка бумаги (А4)
Воспитатель:
- На столе перед вами лежат два листочка бумаги. Возьмите одну из них и скатайте его в шарик.
- А теперь осторожно выпустите шарик из рук
- Что произошло?
Ответы детей:
- Он камнем упал в низ.
Воспитатель:
- Возьмите другой листок и также осторожно опустите перед собой.
- Что вы увидели?
Ответы детей:
- Листок плавно опустился, лист полетел.
Воспитатель:
-Почему так происходит, лисы одинаковые, а падают по-разному?
Вывод:
Бумажный шарик – резко падает вниз, а лист бумаги плавно парит в воздухе.
- Не комканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность и не падает вниз, а летит.
- Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парит лист.
Показ детей.
Воспитатель:
- Как расположены крылья у птиц, когда они находятся на земле?
Дети:
- У птицы сложены крылья на туловище.
Воспитатель:
- А когда в воздухе.
Дети:
- Крылья у птиц расправлены.
Идем дальше по лесу. Картинки зимы на мольберте.
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на картины?
- Какое время года?
Ответы детей:
- Зима
Воспитатель:
- Какая бывает зима?
Дети:
- Зима бывает суровой, вьюжная, морозная.
Воспитатель:
- Легко ли птицам зимой в лесу?
- Что страшное для птиц холод или голод? Почему?
Ответы детей:
- Голод
Воспитатель:
- Да, правильно ребята голод для птиц страшнее всего.
- Птицам тяжело себе найти корм под снегом. Они прилетают ближе к людям.
- А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, потому что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки.
Стихотворение
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Воспитатель:
- Чем питаются птицы?
Дети:
- Разные птицы питаются разными видами корма.
Воспитатель:
- Что любят воробьи и голуби? Кто знает?
Ответы детей:
- Хлебные крошки и семечки.
Стихотворение
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
Воспитатель:
- А какие птицы любят рябинку поклевать (снегири).
Стихотворение
Побелело за окошком,
Всё в снегу. Какая ширь!
Как забытая матрёшка,
На крыльце у нас снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть
Воспитатель:
- А что любят синички.
Дети:
- Питаются зернышками, крошками. Самое любимое лакомство сало.
Стихотворение
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Воспитатель:
- Чем питается ворона?
Дети:
- Семечки, хлебные крошки и семена.
Воспитатель включает музыку и предлагает детям потанцевать.
Физкультминутка «Летели две птички»
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все на них глядели.
На полянку сели.
Песенку запели.
Стали расставаться.
Крепко обниматься.
Дети подходят к мольберту.
Воспитатель:
- Что за птица на дереве сидит?
Дети:
- Ворона.
Воспитатель:
- Давайте её рассмотрим.
- Что можно сказать о размере вороны?
Дети:
-Крупная, большая.
Воспитатель:
- Какие у неё крылья?
Дети:
-Большие.
Воспитатель:
- А лапки?
Дети:
- Цепкие, сильные.
Воспитатель:
- Почему у птиц они цепкие.
Дети:
- Чтобы цепляться, удерживаться за веточку.
Воспитатель:
- Что можно сказать об их окраске их оперенья?
Дети:
- Ворона серобокая, черная головка, черный хвост и крылья.
Воспитатель:
- Как вороны передвигаются?
Дети:
- Летают, прыгают, ходят.
Воспитатель:
- Как они кричат?
Дети:
- Кар-кар.
Воспитатель:
- Молодцы.
- А вот и другие птицы (рассматривают воробья и синицу).
- Вот воробышек и синица
- Давайте их рассмотрим.
- Какие по размеру эти птицы?
Ответы детей:
- Маленькие
Воспитатель:
- Из каких частей состоят эти птицы?
Ответы детей:
- Туловище, хвост, головка, грудка, перья, крылья, клюв.
Воспитатель:
- Чем питаются воробьи и синички?
Ответы детей:
- Они питаются зернышками, хлебными крошками, семечками, семенами.
Воспитатель:
- Ворона, синичка, воробей, дятел, снегирь, синичка, поползень, свиристель, глухарь.
- Какие это птицы?
Дети:
- Зимующие птицы.
Воспитатель:
- Почему они так называются?
Дети:
- Потому что эти птицы остаются зимовать
Воспитатель:
- Молодцы.
-А сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Назови ласково» (проводится с мячом)
Снегирь – снегирёк
Синица – синичка
Голубь – голубок
Воробей – воробышек
Ворона – воронушка
Дятел – дятел
Сорока – сорокушка
Сова – совушка
Воспитатель:
- Какие вы молодцы.
- Ещё хотите поиграть?
Развивающая игра «Четвертый лишний. Зимующие птицы».
Цель: Знать и отличать зимующих птиц от перелётных (картинки)
Воробей, грач, сорока, синица;
Голубь, дятел, снегирь, ласточка;
Сорока, воробей, аист, дятел;
Глухарь, сова, сыч, соловей;
Воробей, голубь, поползень, ласточка;
Ворона, сова, журавль, глухарь.
Воспитатель:
- Молодцы.
- Почему эти птицы лишние?
Дети:
- Потому что эти птицы перелётные.
Заключение.
Воспитатель:
- Мы с вами сегодня узнали много о зимующих птицах.
- Каких мы птиц увидели в лесу?
Ответы детей:
- Как нужно помогать птицам в зимние время?
- Чем отличаются птицы от животных?
Воспитатель:
- Я прочту вам стихотворение.
О птицах много знаем мы
И в тоже время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышишь ты.