Ольга Шиляева
Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по окружающему миру на тему :
«Зима-покой природы».
Форма: Устный журнал.
Тип занятия : Занятие закрепляющего типа.
Цель занятия : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
• Создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий;
Публикация «Занятие по окружающему миру „Зима-покой природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
• Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
• Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия; развивать мышление, воображение детей, артистические способности, совершенствовать навыки выразительности речи;
• Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе; развивать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; подвижно-игровые навыки, способствовать сплочению детского коллектива;
• Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии.
Дидактические средства и оборудование: компьютер, презентация, музыка, веточка сосны, березы и ее почки, карточки Х и 0, выставка (кормушки, «экоигрушки», снежинки, сделанные руками детей, карточки настроения, веточки ели и сосны, выставка рисунков детей на зимнюю тематику, снеговики (сувениры, подарки от Деда Мороза, елка.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. (Под музыку П. И. Чайковского) Слайд 2.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Ребята, настроимся на работу, улыбнитесь, подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, у нас необычное занятие, к нам пришел долгожданный гость, он будет помогать нам в работе. А кто это, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка…
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?. (Это Дед Мороз) Слайд 3
-Дед Мороз приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия, если будете активны.
-Сейчас проверим, какие же вы внимательные. Отгадайте загадку от Деда Мороза, она подскажет вам тему нашего занятия. Отвечайте дружно хором.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная. Дети: Зима! Слайд 4
Ведущий: - Итак, тема нашего занятия (Зима - покой природы).Слайд 5.
Но это не просто занятие, а устный журнал. Поэтому мы сегодня, как бы перелистывая странички журнала, будем знакомиться с зимой и её чудесами, читать стихи, петь песни, отгадывать загадки, играть, и, конечно же, узнаем много нового.
Откроем 1-страничку нашего журнала - познавательная. Слайд -6
- Дед Мороз спрашивает вас, почему зиму называют «покой природы», кто скажет?
(Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора). Слайд - 7
(Если дети затрудняются ответить, нужно уточнить значение слова "покой")
Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и о чем еще?
-Нам поможет это узнать "Дерево предсказаний"(Открываю слайд "Дерево предсказаний"с картинками).С лайд 8
- Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить? (О жизни растений и животных зимой, признаках зимы).
- А что за 3 белых скакуна везут зиму? (Это зимние месяцы).
- А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь и февраль).Слайд-9.
-Правильно.
Год кончает, зиму начинает. (Декабрь) Слайд 10.
Году начало - зиме середина. (Январь) Слайд 11.
Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает. (Февраль) Слайд 12.
- Я знаю, что вы очень наблюдательные, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.
Работа с изображением на экране.
– Рассмотрите слайды с изображением зимнего леса, которые для вас приготовил Дед Мороз, и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе зимой? Слайд 13,14
(Зимой природа надевает снежный наряд, становится холодно, реки замерзают, идет снег. Слайд 15. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем так. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза. Почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Слайд 16.
- Посмотрите. Слайд 17.
Воспитатель демонстрирует веточки берёзы, разрезает почку, показывает детям. Дети рассматривают почки березы и осины.
– Ребята, все ли деревья сбрасывают листья, готовясь в зиме (Нет)
-А какие деревья не сбрасывают листья? ( Хвойные вечнозеленые: ель, сосна, кедр, пихта, туя и т. д.).Слайд 18.
-Рассмотрите строение иголочек хвойных деревьев. Они покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз. Демонстрация веточки ели. Слайд 19.
Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики».Слайд 20.(Раздать каждому по два листочка с Х и с 0)
- Если ответ верный – показывать Х, если нет - 0.
1. Верно ли, что зимой природа отдыхает?
2. Прячутся ли насекомые к зиме?
3. Летом идет снег?
4. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?
5. Зимой на деревьях распускаются почки?
6. Зимой земля покрыта снегом?
7. Нужно ли птиц подкармливать зимой?
8. Зимой мы купаемся в речке?
- Я предлагаю открыть вторую страничку нашего журнала. Послушаем стихи о зиме, а так же полюбуемся картинами зимней природы. Итак,
2-ая страница – «Поэтическая». Дети читают стихи о зиме. Слайд 21. «Зима в природе».
1. Ой, зима, зима, зима
Долго ждали мы тебя,
Ой, зима, зима, зима,
Наконец - то ты пришла!
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица- душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима! (Т. А. Вяземский)Слайд 22.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. А. Фет)
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И. С. Никитин)
Береза Слайд 23.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С. Есенин)
Кот поёт, глаза прищуря.
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал, а кот глазами,
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот. (А. Фет)
Белые стихи Слайд 24.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке,
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело :
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег! (С. Михалков)
Ведущий: Спасибо, ребята, за прекрасные стихи. Теперь отправляемся дальше путешествовать по страничкам нашего журнала. Итак, наша третья страничка – «Загадочная». (Слайд 25). Сколько же о зиме придумано загадок, не счесть! Вот и мы сейчас будем отгадывать загадки. Слайды с загадками.
1. Зимой греет, весной тает, летом пропадает,
а осенью оживает. Слайд 26
2. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти – рожки.
С виду кролик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь: «Брысь!»,
Потому что это… Слайд 27
3. Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу. Верчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. Слайд 28
4. С неба - звездой,
в ладошку – водой. Слайд29
5. Я живу под самой крышей,
даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. Слайд 30
6. Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают. Слайд 31
7. Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился Слайд 32
- Молодцы!
- Ребята, за что вы любите зиму? Ответы…
- Да, все мы рады "проказам матушки-зимы". Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, катаются с гор на лыжах и санках. Слайды 33,34.
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица,
Разогрелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится -
Всё ребятам нипочём!
- Пришло время немного отдохнуть. Я знаю, что вы приготовили «Новогодние частушки». Исполнение частушек. Слайд 35.
1. Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно!
Мы про Зимушку частушки
Вам споем старательно!
2. Ах, Зима, Зима, Зима,
Русская красавица!
Много снега намела,
Всем ребятам нравится!
3. Наступили холода,
Замело все снегом.
Я с прогулки прихожу
Снежным человеком.
4. Наступает Новый год,
Возле елки хоровод.
Мы танцуем и поем.
Дедушку Мороза ждем!
5. Хороши у нас частушки,
О Зиме-красавице!
Громче хлопайте в ладоши,
Если они нравятся!
- Молодцы!
- Перед нами 4-ая страница – «Отчего и почему?». Слайд 36
- А кто из вас знает, почему зимой идет снег? (На улице холодно) Слайд37.
- А из чего состоит снег? (Снег состоит из замерзшей воды, снежинок). Слайд 38
- А кто скажет, почему же хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела, снежинки ломаются). Слайд 39
-Почему почки зимой не замерзают? (Почки покрыты чешуйками, они накопили запасы) Слайд 40
- У какой птицы зимой появляются птенцы? Почему? Слайд 41
- Какие птицы похожи на яблоки и откуда они прилетают? Слайд 42
- У кого нет домика в зимнюю стужу? Как он приспосабливается к зиме? Слайд 43
- Какие праздники мы отмечаем зимой? Слайд 44
- Верно, молодцы!
- Сейчас Козлов Данила расскажет стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Снежок". Слайд 45
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы,
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
-Молодец!
Физкультминутка. «Разминка снеговиков». Видео. Слайд 46
- Скажите, а изменилась ли жизнь животных с приходом зимы? Да. Слайд 47
-Какие они трудности они испытывают зимой (Им стало холодно и голодно).
-Почему зимой многие звери и птицы из леса жмутся к человеческому жилью? Слайд 48
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)
-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.
- Я буду показывать слайды, а вы называйте птиц. Слайд 49 (6 кликов)
(Воробей, снегирь, синица, ворона, сорока, голубь).
- Давайте послушаем некоторые голоса птиц зимой. Слайд 50 (голоса - голубя, вороны, дятла, воробья, снегиря, синицы)
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Отвечают).
- Сейчас Максим Ладыкин прочитает стихотворение, которое называется "Покормите птиц зимой". Написал это замечательное стихотворение Александр Яшин. (Максим выходит к выставке с кормушками) Слайд51
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех сторон,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
-Зима еще только началась, и мы обязательно повесим кормушки с зерном птицам. Слайд 52.
- Здесь уместно напомнить вам, что этот год объявлен годом экологии. Слайд 53. (Читает запись на слайде Кулясов Д)
- «Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
- Ребята, как вы понимаете эти слова (Ответы детей). Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать.
- Что же такое, экология? Слайд 54.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Ведь охрана природы – главная цель экологии. – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений. И вы должны помогать взрослым посильным трудом.
- И в продолжение этого поиграем в игру, которая называется, «Если я приду в лесок». Я буду называть действия, а вы отвечать, "да", или "нет"! Слайд 55
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Ведущий: - Молодцы! Возвращаемся к журналу и следующая страничка - закончи поговорку. С -56,57,58,59,60
Ведущий: Вот и добрались мы до последней странички нашего устного зимнего журнала. Подходит к концу наше занятие. Итак, страничка последняя – «Заключительная».С -61
- Ребята, подведем итог нашего занятия. Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – это покой природы»(Ответы.)С- 62
- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Отвечают)
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
-Что показалось вам наиболее интересным на занятии?
-Как бы вы оценили свою работу на занятии ( Дети поднимают кружок: красный, желтый или синий).
-С каким настроением вы заканчиваете занятие?
- Поднимите свои карточки настроения.
- Молодцы! Вы все активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих товарищей и меня.
- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Деда Мороза.
- Но сначала отгадайте загадку:
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
В ветру зимнему привык
Наш приятель. (снеговик). С- 63
-На память о сегодняшнем занятии Дед Мороз дарит вам " снеговиков". Наступает самый лучший праздник и самый любимый. - Какой праздник (Новый год) Дед Мороз С- 64
-"Все ли готово к празднику" С – 65
Дай, дружок, ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «Да» или «Нет»!
В снежки играли вы с друзьями? (Да)
Грибы по лесу собирали (Нет)
С горки на санках катались (Да)
В речке купались (Нет)
По лесу на лыжах бродили (Нет)
А много цветов находили (Нет)
Взрослым поздравления приготовили? Дда)
Землянику в зимнем лесу собирали? (Нет)
Ёлку игрушками украсили? (молчат)
- Давайте и мы с вами подарим Деду Морозу подарок, украсим нашу елку. Мы приготовили игрушки, сделанные своими руками «экоигрушки», из различных материалов, можно сказать даже бросовых, с пожеланием здоровья, мира и добра. (Дети под музыкальное сопровождение украшают елку). Это будет наша «экоелка». Слайд с музыкой- 66