Марина Кидяева
Открытое занятие по окружающему миру «Богатство нашей планеты Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материал и оборудование:
Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Богатство нашей планеты Земля“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
для воспитателя: халат, очки для персонажа, полиэтиленовый пакет, стакан и трубочка, воздушный шар.
для детей: целлофановые пакеты и зубочистки на каждого ребенка; прозрачные одноразовые стаканчики и трубочки на каждого ребенка; баночки, бутылочки, шарик на каждого ребенка; апельсин, лук, яблоко; листы бумаги на каждого ребенка, непроливайки, краски акварельные.
Подготовительная работа: наблюдение, загадывание загадок на прогулке о воздухе, ветре; знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической деятельности.
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Труд».
Введение в образовательную ситуацию:
Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель в образе Знайки.
Знайка: Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Знайка. Я хорошо учился в школе, и поэтому я очень умный и знаю все на свете. Сегодня я хочу поделиться с вами этими знаниями и пригласить вас в свою лабораторию.
Для начала нам нужно выполнить задание, чтобы узнать, о чем мы будем говорить.
Создание проблемной ситуации:
Слушайте внимательно: если услышите колокольчик - значит, вы правильно ответили на вопрос.
Мы его не видим, но без него не можем.
В дом его зовем, но без него не живём. (воздух)
-О чём мы будем говорить? (О воздухе)
-Молодцы.
-Чем мы с вами вдыхаем воздух? (Носом, ртом)
-Давайте вдохнём легко и плавно носом, а выдохнем ртом.
-А теперь вдохнём протяжно ртом и выдохнем носом.
-Что мы вдыхали носом и ртом? (Ответы детей.)
Мы живём на дне огромного воздушного океана- атмосферы. Воздух- это смесь газов. -Он необходим для всего живого на земле : растений, животных и людей. Чем мы с вами видим? (Глазами)
-Давайте попробуем увидеть воздух глазами.
Гимнастика для глаз (проводится 2 раза)
Вправо смотрим- ничего,
Влево смотрим- ничего.
(Резко переводят взгляд вправо-влево.)
Раз-два, раз-два- посмотри.
Глазки шире распахни.
(Выполняют круговые движения.)
Вверх глаза ты подними,
(Выполняют круговые движения.)
Вниз скорее посмотри,
(Глаза опускают вниз.)
Воздух в комнате найди.
Актуализация знаний:
Знайка: Ребята, мы так и не увидели воздух. Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный.)
Вывод: воздух прозрачный.
Знайка: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха (не больше 5 минут).
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовал небольшую лабораторию в группе.
-Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Сообщение новых знаний:
Знайка: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы, (дети садятся)
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
- Итак, начнем наши опыты:
- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте, (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
-Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
-Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
-Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
-А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
-Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
-Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
-Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
-С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
- А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
-Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Физкультминутка «Что мы узнали о воздухе»
Раз, два, три, четыре,
Мы про воздух говорили.
(Сгибают, разгибают пальцы рук.)
Легче он простой воды,
Не увидишь ты его.
(волнообразные движения кистями.)
Запахом не наделён,
Человеку нужен он.
(Машут кистями к лицу- делают «ветер».)
Чтоб здоровыми нам быть,
Надо с воздухом дружить.
(Поднять руки, потянуться, опустить руки через стороны вниз.)
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
-Это мы сейчас проверим.
( На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)
- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
- Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
- Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны, (дети пробуют рисовать).
Рефлексия. Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
- Что было трудным?
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Просмотр презентации «Воздух»
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными, ну а мне пора возвращаться к своим друзьям. Молодцы, ребята. До свидания.
Дети: До свидания, Знайка!