Людмила Полюхова
Конспект занятия «Живая и неживая природа» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое природа? Живая и неживая природа» (старшая группа) Слайд 1
Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что мы—люди—являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Публикация «Конспект занятия „Живая и неживая природа“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материал: Объекты природы и «не природы» (например, кусок гранита, кирпича, букет цветов) и рисунки с изображением объектов природы и «не природы», схемы развития и роста животного ( кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина).
Ход занятия
(Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко)
Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут на нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут на нем птицы и цветы. Веселый звон ручья, Живешь в том доме светлом ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом.
- Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы) Слайд 2.
- Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
- Растения, животные, птицы—они живые ( выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека); дышат (выставить модель-дыхание (нос); размножаются (выставить модель - размножения (цыпленок из яйца); растут (выставить модель - роста (цыпленок—курица). Слайд 3.
(Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям).
- А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
- А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,--это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.) Слайд 4.
- Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
- Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
- Природа—это то, что существует без помощи человека, а «не природа» —это все то, что сделано руками человека.
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Слайд 5. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой — неживую природу ( дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая, если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое» (У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т. д.) и не живой природой (техника, одежда и т. д.) дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
- Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
- Почему не живое? (не размножается, не дышит, не двигается)
Физкультминутка.
- А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
- Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки. Слайд 6.
- Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема) :
Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.
- Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
- А теперь посмотрим, как развивается и растет человек. Слайд 7.
Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.
- Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
- А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.
- Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).
- Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней, Потому и всех сильней!
- Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Что значишь ты без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймешь ты, наконец, Врубаясь в мертвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец?