Эльвира Ахметдинова
Конспект занятия «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
По теме: «Наш дом – планета Земля»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Программное содержание:
Цель: Закрепить знания о Земле, её ресурсах, географическом расположении океанов, материков, государств.
Образовательные:
1. Расширять представления детей о планете Земля.
Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь.
2. Формировать желание любить и беречь Землю.
3. Расширять представления детей об охране природы.
Публикация «Конспект занятия „Земля-наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
4. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.
5. Углублять представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой.
6. Дать представление о разнообразии природы.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля.
2. Развивать познавательный интерес детей посредством опытнической работы.
3. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
4. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.
Она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т. д.
2. Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
3. Воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация) .
Материал к ООД:
1. Глобус
3. Плакаты: Охрана природы, береги природу.
5. Магнитофон (или муз. колонка).
Предварительная работа:
1. Работа с глобусом, знакомство с планетой земля, рассматривание картин.
2. Беседы на темы: «Наш родной город», «Столица нашей родины», «Богатства природы»,
«Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна».
3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».
Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения, аппликация.
Словарная работа: макет, полюс, лаборатория, экватор, пробирка.
Целевые ориентиры: уметь ориентироваться по карте и глобусу, отражать в рисунках планету Земля, организация коллективной работы.
Оборудование: пробирки, стаканы, глобус, иллюстрации к сказке; вещества для опытов: вода, сахар, камни.
Цветная бумага, клей, ножницы.
Дети под спокойную музыку входят в группу и встают на ковре полукругом.
Ход занятия:
1. Часть
Воспитатель: Добрый день, мои юные друзья! Я пришла к вам из другого детского сада, и зовут меня Эльвира Зинфировна. А у вас я вижу, на груди бейджики с вашими именами. Я думаю, мы с вами подружимся, и нам легко будет общаться. Кроме меня к вам еще пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. В круг широкий вижу я, встали все мои друзья, а сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся и на место все вернемся, улыбнемся, подмигнем и занятие начнем. А сейчас, используя подушечки, присаживайтесь на коленки и послушайте сказку.
«В некотором царстве в зелёном государстве жил-был Иван - Царевич с Василисой Премудрой. Жили они в этой прекрасной стране в любви и согласии. Эта страна была необычайно красива. Кругом росли красивые деревья, цветы, всюду пели птицы, жили звери.
И вот узнал про эту страну Чудо - юдо, налетел на эту страну и превратил Василису в каменную глыбу, а Иван взял свой меч и пошёл биться с Чудищем. Бились они день, бились другой, в конец третьего дня изловчился Иван - Царевич и из последних сил ударил Чудище мячом. Чюдо -юдо упало замертво, но вместе с ним погиб Иван – Царевич. Чары все растаяли, и ожила Василиса, но увидев мёртвого Ивана, пошла просить помощи у Матери природы, чтоб оживить Ивана и вернуть жизни былую красоту их царству. Дала Мать –природа ей два кувшина. Пошла Василиса, полила из одного кувшина, не ожил Иван, а земля вокруг него ещё больше почернела, полила из другого, ожил Иван, а зацвело всё вокруг, зазеленели леса, запели птицы, красота вернулась к земле».
Вот какая красивая сказка, а мне бы хотелось узнать, кто догадался, что было в кувшинах.
Дети: Вода живая и мёртвая.
Воспитатель: Вот эти два кувшина. Как вы, ребята, думаете, в природе существует вода живая и мёртвая?
Ответ: Да, существует.
Воспитатель: А что значит - «мёртвая вода?»
Ответ: Это грязная, ядовитая для человека, растений, животных (мёртвые реки, озёра)
Воспитатель: А что значит – «живая вода?»
Ответ: Вода чистая, прозрачная, вкусная, её можно пить, в ней живут рыбы, от неё растут растения, она полезна для человека и лечит от болезней (родники источники)
Воспитатель: Кому нужна вода?
Ответ: Вода нужна всем, животным, птицам, растениям, человеку.
Воспитатель: Для чего воду используют?
Ответ: Для приготовления пищи, для полива полей, огородов, для умывания, для мытья посуды, для стирки белья.
Воспитатель: Воду можно использовать много, но относиться к ней нужно бережно, чтобы её хватило надолго. (Звенит колокольчик)
Ребята, слышите, колокольчик нам напомнил, что нам пора пройти за столы.
Садитесь удобнее.
2. часть
Воспитатель: Отгадайте загадку
На ноге стоит одной
Крутит – вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? (Глобус)
Воспитатель: Верно, это глобус, маленькая модель огромной земли, где живем все мы.
Сегодня речь мы поведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом,
Где мы с рождения живём.
А как зовут людей, которые живут на Земле?
Ответ: Земляне.
Воспитатель: Какие цвета есть на глобусе?
Ответ: Голубой, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: А что обозначает голубой цвет?
Ответ: Моря, океаны, реки, озёра, ручейки.
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает жёлтый и зелёный цвета?
Ответ: Горы, пустыни, леса.
Воспитатель: Нашу планету ещё называют «Голубая планета Земля», потому что на ней много голубого цвета. Посмотрите на глобусе – это Евразия самая большая часть суши, на ней наша страна. А как называется наша страна?
Ответ: Россия.
Скажи, как мне правильно Землю назвать?
Земля дорогая? Земля голубая?
Нет лучше сказать ей родная!
Так ласковей будет звучать и верно,
Ведь всё это мы любим, всё создано ею
И горы, и реки, и леса, и цветы,
И осень, и лето. И дождик, и мы.
Сейчас отгадайте еще одну загадку- меня пьют, меня льют – кто я? как меня зовут?
Ответ: Вода.
Воспитатель: Ребята, вы любите экспериментировать? Тогда давайте скажем вместе 1, 2, 3, вокруг себя покружись, в юных исследователей превратись! Вот мы и оказались с вами в лаборатории. Посмотрите, у меня в пробирке вода. Давайте её посмотрим, что она собой представляет?
Ответ: Жидкость.
Воспитатель: Имеет ли вода цвет? (смотрят)
Ответ: Нет, она бесцветна.
Воспитатель: Имеет ли вода запах? (нюхают)
Ответ: Нет.
Воспитатель: Может ли вода быть твердой?
Ответ: Когда её заморозить в лёд.
Воспитатель: Когда это может быть?
Ответ: Когда зима, когда в холодильник поставить.
Воспитатель: Давайте проведём опыт, что произойдёт с сахаром, если его положить в воду?
Ответ: Он растворился в воде.
Воспитатель: Что будет с водой, если мы поставим её на горячую плиту и будем нагревать?
Ответ: Вода закипит и будет пар. Молодцы, дети!
Воспитатель: Скажите пожалуйста, откуда нам поступает вода? Давайте вместе проследим путь воды к нашему столу. Детям предлагается составить схему-модель: река - фильтр- трубопровод- кран- чайник- чашка.
Воспитатель: А теперь отгадайте следующую загадку: «Из земли меня берут и дома из меня кладут?»
Ответ: Камень.
Воспитатель: Правильно камень – это ещё одно вещество, из которого состоит Земля. Вот сейчас давайте их рассмотрим. Какие они?
Ответ: Холодные, твердые.
Воспитатель: Есть ли у камней запах, цвет?
Ответ: Нет запаха, а цвет есть.
Воспитатель: А сейчас отпустим один из них в воду и посмотрим, что произойдёт?
Ответ: Он утонул.
Воспитатель: Почему?
Ответ: Он тяжёлый.
Воспитатель: А где используются камни?
Ответ: Для строительства.
Воспитатель: Вот мы с вами побывали в лаборатории, провели опыты, познакомились со свойствами воды, камней, и теперь знаем, что нашу планету нужно беречь. Хоть планета и большая, но очень нежная, хрупкая. Как нужно обращаться с ней?
Ответ: Бережно, беречь, охранять.
- А что может обозначать белый цвет на глобусе?
- Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.
(Воспитатель показывает на глобусе).
Воспитатель: А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете?
- Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете.
Воспитатель: Лес – наше богатство! Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.
Звучит запись пение птиц, дневной лес.
Воспитатель: Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?
Воспитатель: Правильно. Деревья поглощают все вредные газы, и выделяют чистый кислород, которым мы дышим.
Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.
Давайте вспомним, что растет в лесу?
Воспитатель: Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?
Ответы детей.
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы.
Не кричать, не включать громко музыку.
Не разорять птичьих гнезд.
Не ловить насекомых.
Не разжигать костров.
Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Воспитатель: А теперь послушайте стих про одного маленького мальчика.
«Цветок»
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане он день постоял –
И завял.
А сколько бы он на лугу простоял?
(В. Викторов)
Воспитатель: Хорошо ли поступил этот мальчик? А почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Я надеюсь, что вы, ребята, так делать не будете.
Молодцы, ребята!
Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают необходимы друг другу.
3. Часть
Воспитатель: Вот она –наша земля, мы будем её беречь, давайте вокруг нашей планеты наклеим наши ладошки, в знак того,что не дадим её в обиду и будем ей помогать. (Коллективная аппликация)