Елена Малышева
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»
Цель: формирование представления об объектах природного и рукотворного мира и Земли – как общий дом всех живых существ.
Задачи:
Образовательные:
• расширить и углубить представление о Земле, о роли человека в его экосистеме;
Развивающие:
• развивать познавательно исследовательскую деятельность;
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая – неживая природа.
Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода, карточки из альбома «Береги живое».
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята, я знаю, что в этом детском саду очень умные ребята, которые всегда хотят что-то узнать. Вы такие? Хотите, я вас научу здороваться со всем, что нас окружает?
Здравствуй, солнце золотое! (тянемся вверх, ручки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (ручки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (махи руками)
Здравствуй, маленький росток! (приседаем, ручки вниз)
Здравствуй, милый мой дружок! (дети по очереди хлопают ладошками по ладоням взрослого)
Педагог: Ребята! Я предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения). Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т. д.) и неживой (небо, земля, камни и т. д.) природы.
Педагог: У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. А сейчас я хочу рассказать одну историю, которая называется Земля – наш дом.
Каждый из нас живет в доме, где есть стены, пол, крыша. Но стоит нам перейти порог дома, мы оказываемся в другом мире под названием – природа. Когда-то, давно – давно, когда природа была единственным домом для человека. Тогда он еще не умел строить дома, а жили в пещере. Чтобы прожить человек охотился на животных, собирал растения, чтобы пропитаться. Шло время, человек научился многому. Теперь человек живет в каменном или деревянном доме, продукты покупаем в магазине, но природа остается нашим настоящим домом. Как вы думаете почему? Любите ли вы ходить на природу?
Педагог: Ребята, давайте посмотрим с вами вокруг, как вы думаете, есть ли в нашем жилище объекты природы? Как вы думаете, что это? А ведь это: комнатные растения, вода, воздух, солнечный свет – все это объекты природы, потому что он сам – часть природы. А как вы думаете может ли человек прожить без всего этого. Конечно, нет. Вот поэтому человек должен беречь природу, ухаживать за ней, уважать ее законы. А природа может жить без человека (ответы детей). Может! Ведь очень давно на нашей Земле не было людей, а природа уже была. Например, когда жили динозавры, людей еще не было.
Давайте посмотрим на рисунки обычного дома и дома – природы и подумаем?
Вот смотрите: днем светло от солнца, а вечером свет идет от лампы. Ведь солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить с обогревателем, плитой.
В природе идет дождь, а в нашем доме есть душ. В природе ветер, а в доме вентилятор. В доме есть пол, а в природе под ногами земля почва. На полу у нас лежит ковер, а в природе растет трава. В природе живут дикие животные, а обычном доме домашние животные и комнатные животные.
Педагог: Что это такое? (глобус). Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)
Есть ли на нашей планете суша? (да)
Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)
Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)
Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)
Наша планета самая красивая из всех планет.
Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др., но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.
Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):
«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём,
Природою родной земли
Зовётся этот дом».
Педагог: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:
«Ну – ка, кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжёт,
Не пекарь, а печёт?» (солнце)
Вывешиваю символы.
Педагог: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (нет). Почему? (ответы детей).
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и всё же
Без него прожить не можем» (воздух)
Педагог: А без воздуха можем мы прожить? (нет). Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут). Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Следующая загадка:
«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я. ?» (вода)
Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? (нет). Почему? (ответы детей). Без воды невозможно существование всего живого:
«Повсюду, где бежит вода,
Цветёт земля, цветёт страна…»
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек положить шишку, камень, грецкий орех, косточку персика, карандаш, кусочек пластилина и т. д. предложить каждому ребенку определить на ощупь, не вынимая из мешочка предметы, что это такое и к чему это относится: к природе или рукотворному миру.
Педагог: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т. д.? Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.) А всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т. д.) Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру. Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники. Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться. Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных) А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам) Человек все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
«Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек»
В тебя мы верим – не солги,
ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу Вас, сберегу!»
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном. А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе. Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).
Анализ:
Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей). Молодцы! Спасибо за занятие!