Наталья Бабинцева
«Здравствуй, солнце». Занятие с использованием элементов йоги для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- сохранение и укрепления здоровья;
- формирование у детей 5-6 лет красивой, уверенной осанки;
-повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги;
Задачи:
- развивать и укреплять двигательный аппарат и координацию движений;
- воспитывать осознанное, бережное отношение к своему психоэмоциональному и физическому здоровью.
Оборудование: гимнастические коврики, интерактивное полотно с картинками по сказке, аудиозапись.
Публикация «„Здравствуй, солнце“, Занятие с использованием элементов йоги для старших дошкольников» размещена в разделах
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Предварительная работа: разучить разминки, статические позы животных.
Под красивую спокойную музыку дети проходят в зал. Проверка осанки.
Инструктор. Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам совершить увлекательную прогулку в мир нетрадиционной гимнастики, которая поможет вам стать более здоровыми, сильными и выносливыми. Слайд 1.
1. Настройка на занятие. «Круг добра».
- Сядем красиво, ладошки на коленках, спина прямая. Как обычно мы начинаем с улыбки, чтобы занятие прошло в хорошем настроении. Ведь от улыбки даже хмурый день становится светлей. Но сначала выполним пальчиковую гимнастику, самомассаж, дыхательную гимнастику и разминку, чтобы быть в хорошей физической форме и поговорим о здоровье.
Инструктор. Перед выполнением асан необходимо разогреть все мышцы.
Начинается разминка. Встали, выровнили спинки.
Разминка:
«Кто нас разбудил?» (Повороты головы в разные стороны). Смотрим по сторонам. Кто же разбудил нас. Нет никого, а в другой стороне? Нет никого (повторить 4-5 раз).
«Карусели» (Круговые движения тела в поясе). Решила колючая голова покататься на карусели. Ручки на пояс поставили и покатали колючую голову на карусели (в одну и в другую стороны).
Пальчиковая гимнастка «Здравствуй!»
Пальцы правой руки поочередно здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Разминка «Здравствуй, солнце»
Самомассаж «Петушок»
Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга. Начинается игра.
Красим крылья и живот, Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, Красим грудочку и хвост, поясницу, ноги, голову.
Красим спину,
Красим ножки,
Красим гребешок немножко.
Вот какой стал петушок, Поставить руки на пояс, горделиво
выпрямиться.
Ярко-красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево –
вправо.
Дыхательная гимнастика «Петушок». Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. И. п. : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
Инструктор. Итак, мы готовы отправиться в путешествие туда, где тепло и много солнца. Я предлагаю полететь на ковре-самолете. Сели удобно, закрыли глаза и говорим волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс!»
Открыли глаза. Мы с вами оказались в незнакомой стране, где так ярко светит солнце. Давайте совершим ознакомительную прогулку. Направо! В колонну по одному шагом марш!
Ходьба обычным шагом в спокойном темпе.
- Узкая тропинка.
Дети идут на носках, руки подняты вверх.
- Подул ветерок.
Легкий бег змейкой.
- Ветер стих.
Дети идут спокойно.
Инструктор. Вот мы оказались на зеленой солнечной площадке, словно в какой-то сказочной стране. А вокруг растут необычные цветы.
Гимнастика для глаз «Цветы»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.
Основная часть.
Дети занимают свои коврики.
- Мы попали в солнечную страну. Замечательная площадка. Можно побегать.
Комплекс №6
1. Поза «Бегун» Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц ног, улучшение работы органов брюшной полости, развитие чувства равновесия. Время пребывания в позе: 5-10 секунд на каждую ногу. Дозировка: 2-3 раза на каждую ногу.
И. п. : встать прямо. Ноги слегка расслаблены, руки вдоль туловища. В. : медленно отвести левую ногу и руку назад, а правую вперед, делаем вдох. Задерживаем дыхание, потом медленно выдыхаем воздух через нос, опуская руки и ноги. Теперь медленно отводим правую ногу и руку назад, а левую вперед, делаем вдох, задерживая дыхание, потом медленно выдыхаем воздух через нос, опуская ноги и руки.
Инструктор. Пора немного отдохнуть.
2. Поза «Ребенок» Цель: улучшение кровообращения, помогает снять головную боль и переутомление. Время пребывания в позе: 8-10 секунд. Дозировка: 2-3 раза.
И. п. – сидя на пятках, колени вместе, спина прямая. В. : сделать глубокий вдох и на выдохе медленно наклониться вперед.
Инструктор. Посмотрите, проходят мимо нас гуси.
3. Поза «Гуси» Цель: развитие гибкости позвоночника. Время пребывания в позе: 5-7 секунд. Дозировка: 2-3 раза.
И. п. : упор лежа животом и лицом вниз, ноги прямые и вместе. В. : потом поднять голову и верхнюю часть туловища с ногами над ковриком, руки отвести в сторону и задерживаем дыхание. Медленно выдохнуть и принять позу лежа.
Инструктор. А вокруг нас растут замечательные, необычные деревья.
4. Поза «Дерево» Цель: развитие вестибулярного аппарата, формирование умения сохранять равновесие, растягивание и укрепление мышц ног, укрепление мышц плечевого пояса. Время пребывания в позе: 5 секунд. Дозировка: 2-3 раза.
И. п. : встать прямо, ноги вместе, руки прижаты к туловищу. В. : захватить обеими руками ступню правой ноги и медленно поднимать ее, сгибая колено. Прижать подошву правой стопы к внутренней стороне левого бедра. Затем поднять руки, приняв одно из положений: в стороны, вверх, ладони Комплекс 6. прижаты друг к другу. Завершить упражнение, вернувшись в и. п. повторить то же с другой ногой.
Инструктор. Посмотрите, в этом месте протекает ручеек, а через него перекинут мостик.
5. Поза «Мост» Цель: укрепление мышц передней поверхности бедер и ягодиц; растягивания мышц груди, вытягивание позвоночника. Время пребывания в позе: 10-15 секунд. Дозировка: 2-3 раза.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль тела, стопы стоят недалеко от ягодиц (можно на ширине плеч). В. : поднять таз вверх. Дыхание спокойное.
Инструктор. А под мостом притаилась змея. Будьте осторожны.
Поза змея
И. п. : лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол.
Т. в. : на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться, посмотрите на потолок. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.
Терапевтический эффект.
Поза увеличивает гибкость позвоночника, улучшает осанку. Кроме того, она повышает умственную работоспособность, позволяет избавиться от головной боли.
Инструктор. Дети уходим. Спит кобра.
Поза кобра
И. п. : лежа на животе, ноги вместе, подбородок касается пола. Руки за спиной соединить в замок.
Т. в. : спокойный вдох и выдох. Оттягивая руки назад, поднять верхнюю часть туловища как можно выше. Голову отвести назад. Через 5-10 секунд плавно опустить туловище на пол. Голову повернуть набок, руки вытяните вдоль туловища и расслабиться.
Терапевтический эффект.
Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота, спины, рук. Улучшает подвижность плечевого пояса, способствует раскрытию грудной клетки, нормализует работу внутренних органов.
Инструктор. Вдалеке – яркие качели.
Поза лука
И. п. : лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.
Т. в. : спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.
Терапевтический эффект.
Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.
Инструктор. К нам подошла кошка. Мечтает, чтобы мы ее погладили.
Поза ласковая кошечка
И. п. : стоя на четвереньках.
Т. в. : медленно наклоняя корпус, опереться на предплечья, разведя локти в стороны. Подбородок опустить на кисти рук. Грудную клетку максимально прижмите к полу, спину плавно прогнуть. Дыхание спокойное. Упражнение можно выполнять и с вытянутыми руками. При этом лбом касайтесь пола.
Удерживать позу 6-8 секунд. Затем отдохнуть в позе ребенок.
ВНИМАНИЕ! Выполняя позу, держать стопы и колени вместе, бедра вертикально к полу.
Терапевтический эффект.
Эти упражнения придают гибкость, силу позвоночнику, полезны при искривлении позвоночника, развивают подвижность плечевых суставов, укрепляют мышцы спины, оказывают положительное воздействие на все органы малого таза, улучшают кровообращение.
Инструктор. Обратите внимание, вдалеке проходит караван.
Поза верблюд
И. п. : стоя на коленях, ноги вместе.
Т. в. : прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.
ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.
Терапевтический эффект.
Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых.
Инструктор. Давайте пройдем подальше. Какой красивый пруд! Предлагаю прокатиться на лодке.
Поза лодка
И. п. : сидя, ноги прямые, руки ладонями упираются пол рядом с ягодицами.
Т. в. : слегка отклониться назад и удерживать равновесие, оторвав ноги от пола. Выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы, и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Дыхание произвольное. Находиться в позе 5-10 секунд.
Терапевтический эффект.
Укрепляет спину, тонизирует органы брюшной полости.
Инструктор. Перед нами лестница.
Дыхательное упражнение «Ступеньки»
Если вы идете медленно, с трудом передвигая ноги, на каждый шаг выставляя ногу вперед, шумно и коротко вдыхайте носом воздух (по Стрельниковой). Шаг вперед — резкий вдох носом, шаг вперед — еще вдох. И так шаг за шагом, шумно «нюхая» воздух, продвигайтесь вперед. Сделали 8 шагов-вдохов — отдохните несколько секунд (или даже минут — ориентируйтесь по самочувствию). Сделали еще 8 вдохов (на каждый шаг по вдоху) — снова отдохните столько, сколько вам нужно. Во время отдыха не думайте о дыхании. Дышите совершенно произвольно (носом, ртом — безразлично) : режим и способ дыхания во время остановки не имеют значения.
Игра «Хитрая лиса» (напомнить правила игры)
Инструктор. После такой игры нужно восстановить дыхание.
«Аромат цветов». Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Инструктор. А теперь давайте отдохнем.
Релаксация "Вибрация"
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Инструктор. Вам понравилось наше путешествие? Пора возвращаться в детский сад. Садимся на коврики, закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс!». Все замечательно справились с заданием, с упражнением йогов.
Литература.
Иванова Т. И. Йога для детей. М. 2015
Палатник М. Простая йога для детей. М. 2006.