Татьяна Шапошникова
Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации
▼ Скачать + Заказать документы
Современная модель образования ставит перед дошкольными образовательными уч-реждениями качественно новые задачи в области воспитания, образования и сохранения здоровья детей.
Решить эти задачи должны помочь разнообразные здоровьесберегающие технологии. Сегодня термин «здоровьесберегающие технологии»получил широкое распространение, как в педагогической литературе, так и повседневной жизни. Понимание данного термина представляется возможным, исходя из родового понятия «технология».
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе дошкольного образования: анализ трактовок, виды, компоненты, принципы реализации» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Обратимся к трактовке данного понятия, предложенной В. В. Деркунской. Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризую-щаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущностная характеристика данного термина определяется автором тем, что она имеет определенную этапность, включает в себя определенные профессиональные действия, что позволяет педагогу ещё на этапе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты своей профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая технология отличается конкретностью и четкостью целей и задач; наличием определенных этапов: (первичная диагностика; отбор содержания, форм, способов и приемов ее реализации; использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, оценки результатов).
Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования – «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить необходимо так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – детям и педагогам. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Обратимся к существующим в методической литературе некоторым определениям этого понятия.
По мнению Н. К. Смирнова здоровьесберегающие технологии – это технологии, на-правленные на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представлений о здоровье как ценности, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
По утверждению В. Д. Сонькина здоровьесберегающие технологии - это : определенные условия воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении; оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей; соответствие нагрузки возрастным особенностям ре-бенка; достаточный,максимально рациональный двигательный режим.
Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании является достижение оптимального уровня здоровья воспитанников детского сада, формирование представлений о здоровье и умений сохранять и укреплять его; обеспечение валеологической компе-тентности, которая позволяет дошкольнику эффективно и самостоятельно решать задачи, здорового образа жизни и безопасного поведения.
В современной литературе представлены основные компонкентыздоровьесберегаю-щих технологий. Обратимся к характеристике этих компонентов.
• Аксиологический компонент – характеризуется осознанием того, что здоровье яв-ляется высшей ценностью, убежденностью необходимости вести здоровый образ жизни, позволяющий осуществлять поставленные цели, использовать свои физические возможности. Реализация аксиологического компонента осуществляется в процессе формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение, у человека развивается осознанное отношение к здоровью, осно-ванное на положительных интересах и потребностях.
• Гносеологический компонент – включает необходимые для процесса здоровьесбережения знания и умения, познания себя, своих возможностей, интересов к вопросам собственного здоровья. Этот процесс направлен на формирование системы знаний и практических умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
• Здоровьесберегающий компонент – включает определенную систему ценностей и установок, формирующие гигиенические умения и навыки, которые необходимы для нормально функционирования организма, а также включает систему упражнений, направленных на развитие двигательных функций. Большое значение в данном компоненте отводится режиму дня, рациональному питанию, двигательной активности, чередованию нагрузки и отдыха, психогигиене, использованию эколого-природных факторов и нетрадиционных способов оздоровления организма.
• Эмоционально-волевой компонент - включает в себя проявление психологических механизмов. Положительные эмоции являются необходимым условием сохранения здоровья, они закрепляют у человека стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс, способствующий сознательному управлению деятельностью, которое проявляется в определении препятствий и трудностей на пути к обозначенной цели. Воля чрезвычайно важный компонент, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности.
• Экологический компонент – проявляется осознанием бытия человеческой личности в единстве с биосферой, раскрывающий зависимость физического и психологического здоровья человека от эколого-природных факторов. Этот компонент характеризуется тем, что человек как биологический вид существует в определенной окружающей среде, из которой он черпает необходимые для его жизнедеятельности средства. Общение с природой предоставляет широкие возможности для оздоровления человека, способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро – и макросоциуме.
• Физкультурно-оздаровительный компонент включает овладение разнымиспособами двигательной деятельности, которые и направлены на увеличение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Так же, этот компонент способствует оздоровлению организма, обеспечивает высокие адаптивные возможности. Физ-культурно-оздоровительный компонент обеспечивает освоение жизненно-важных психофизических качеств, которые повышают общую работоспособность организма, а также формирование навыков личной и общественной гигиены.
Перечислим основные виды здоровьесберегающих технологий применяемые в дошкольном образовании, выделенные В. А. Дергунской: медико-профилактические, физкультур-но-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, технологии валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО. Дадим им краткую характеристику.
1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- это технологии, которые обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под при-стальным руководством медиков в соответствии с медицинским требованиями и нормативами. К ним можно отнести следующие технологии : мониторинг здоровья дошкольников и разработка на его основе рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация физического воспитания и развития дошкольников; закали-вание; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощи в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьес-берегающей среды в ДОУ.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, которые направлены на обеспечение физического развития и укрепления здоровья ребенка : развития психофизических качеств, двигательной активности, ста-новления физической культуры дошкольников, закаливания. К данным технологиям также относятся : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика-плоскостопия, формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о своем здоровье и другие. В реализации этих технологий, участвуют специалисты по физическому воспитанию, а также педагоги дошкольных образовательных учреждений в специально организованных формах физкультурно-оздоровительной работы : на физкультурных занятиях, прогулках, в режимных моментах, в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и других.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача данных технологий обеспечить эмоциально-комфортное и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми, как в детском саду, так и в семье. В реализации этих технологий принимают участие психолог, посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образовательного учреждения в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
4. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования это технологии, которые направлены на формирование культуры здоровья педагогов дошкольного учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья, а также формирование у педагогов потребности в здоровом образе жизни.
5. К элементам технологии валеологического просвещения родителей относятся: папки-передвижки, памятки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, круглые столы, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО это, прежде всего, тех-нологии, которые направлены на воспитание валеологической культуры или куль-туры здоровья дошкольников. Цель данных технологий формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни человека; формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;обретение валеологической компетентности, которая позволит дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, а также за-дачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
Рассматривая различные виды здоровьесберегающих технологий, следует обратить внимание на основные принципы внедрения и реализации их в деятельность дошкольных образовательных организаций :
• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, структуры воспитательно-образовательного процесса, условий воспитания и обучения;
• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех участников образовательного процесса;
• интеграция оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный про-цесс;
• преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;
• использование простых и доступных технологий;
• формирование положительной мотивации у детей, педагогов, медицинского персонала к проведению оздоровительных мероприятий;
• реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию, охране психического здоровья;
• Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.
•
Таким образом, залог успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в ДОО.