Получи документы

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Ольга Чиндяева
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

Аннотация: Предлагаемая статья содержит описание использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда; раскрывается сущность и значение дыхательной, артикуляционной, пальчиковой, зрительной гимнастики, психогимнастики и релаксации, массажа и самомассажа, логоритмики, музыкотерапии, ароматерапии, песочной терапии, Су-джок терапии.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

На сегодняшний день одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит проблема выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников. Эти вопросы особенно актуальны для коррекционных речевых групп, так как дети с речевыми нарушениями имеют ряд физических и психических особенностей и идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.

Особенности физического развития детей с нарушениями речи: повышенная утомляемость, нарушение артикуляционных укладов или органов артикуляционного аппарата, нарушение дыхания и голосообразования, нарушение общей и мелкой моторики, заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости, выносливости, нарушения координации движений, нарушения темпо-ритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с нарушениями речи: нарушения зрительного восприятия (затруднения наблюдаются при усложнении заданий - узнавание предметов в условиях наложения, зашумления, нарушение фонематического восприятия, неустойчивость внимания, расстройства памяти (особенно слуховой).

Во время работы с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к занятиям, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. Внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесберегающих технологий в логопедической группе:

1. Организация здоровьесберегающей среды для гармоничного, благоприятного развития детей, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы коррекционно-развивающей работы.

3. Развитие длительного плавного выдоха, зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и обшей моторики; психических процессов.

4. Привлечение родителей к решению вопросов оздоровления детей.

Во время проведения коррекционно-развивающего процесса используются следующие здоровьесберегающие технологии : дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, психогимнастика и релаксация, зрительная гимнастика, массаж и самомассаж, физкультминутки, подвижные игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, логоритмика, элементы музыкотерапии, аромотерапии, песочной терапии, су-джок терапии.

Коррекционные логопедические занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Использование этого метода позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия.

Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, необходима для работы по коррекции звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, а также их подвижность; укрепляет мышечную систему языка, губ и щек; уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов. Психогимнастика и релаксация - специальные упражнения, направленные на мышечное расслабление, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Зрительная гимнастика снимает глазное напряжение, улучшает кровообращение, укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию, улучшает аккомодацию - способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях. На коррекционных занятиях можно проводить массаж и самомассаж лицевых мышц, а также кистей и пальцев рук. Проведение физминуток (в том числе и мультзарядок с использованием информационных компьютерных технологий) во время занятий и в перерыве между ними направлено на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Подвижные игры и упражнения необходимы для развития общей моторики, координации движений, координации речи с движением. Они используются в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня и обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Целенаправленные активные движения в этих играх способствуют нормализации физиологических процессов, происходящих в нервной системе, а значит, двигательному и психическому развитию ребёнка.

Развитие мелкой моторики. Поскольку центры иннервации пальцев руки находятся рядом с центрами речи в головном мозге, мелкую моторику пальцев необходимо развивать с раннего детства, последовательно и систематически. Тонкие движения пальцев рук напрямую положительно влияют на развитие детской речи. Вот почему во время игр и при выполнении различных заданий в повседневной жизни (лепка, шнуровка, застегивание пуговиц, игра с мозаикой, конструктором, в которых активно задействованы пальчики, ладошки, руки ребёнка, происходит активное развитие речи. Во время занятий проводится массаж кистей и пальцев рук с использованием мячиков Су-Джок, а также разнообразных природных материалов (шишки, каштаны, орехи). Такой массаж сопровождается стихами согласно изучаемым лексическим темам. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи.

С целью стимуляции речевого развития активно используются следующие виды работ по развитию мелкой моторики: пальчиковые упражнения, гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковый театр, графические упражнения, штриховки, игры с прищепками, игры с конструкторами и мозаикой, работа с трафаретами, игры с кинетическим песком.

Песочная терапия - упражнения для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии. Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии, он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, воображения. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний, улучшается их эмоциональное состояние. Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, обеспечивают его психологический комфорт.

Логоритмика - это система физических упражнений, которая призвана ускорить становление двигательных и речевых функций. Занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики способствуют коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Нетрадиционные методы коррекционной педагогики показаны для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных детей. Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Эфирные масла базилика, лимона, петрушки, эвкалипта тонизируют, а фито-композиции из розмарина, мяты, лаванды, создают ароматы, прекрасно успокаивающие перевозбужденную нервную систему. Ароматерапию можно применять в сочетании с музыкотерапией. Музыкотерапия — психотерапевтический метод коррекции эмоциональных состояний. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить возрастные кризисы, связанные с развитием ребенка. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности.

Уже начиная с раннего возраста необходимо приучать детей вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены. Но формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. В преодолении речевых проблем базовыми являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием новых образовательных технологий, которые просты, эффективны и доступны. Их использование в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребёнка память, внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет раздражительность, снижает утомляемость, а в целом - соматическое состояние.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 11:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чиндяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД