Анастасия Петрова
Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях современного образования и требований ФГОС встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний для формирования личности всестороннего развития ребёнка, а также психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Новый ФГОС отвечает всем требованиям здоровьясбережения. По новым стандартам ребенок в процессе обучения в разнообразных видах деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Современное занятие должно быть построено с учетом новых требований.
Требования к занятию:
1. Гигиенические условия и обстановка в группе должны соответствовать норме (температура, освещения, подбор мебели)
2. Продолжительность занятия и смена видов деятельности.
3. На занятиях должны присутствовать смена поз воспитанников, которые соответствовали бы видам работы.
4. Следует включать на занятиях элементы, связанные со здоровьем, здоровым образом жизни.
5. Эмоциональные разрядки, которые оказывают на состояние здоровья : шутка, улыбка, небольшие стихотворения.
В своей работе ставим ряд задач по здоровьесберегающих технологий :
1. Обеспечить каждому ребенку возможность сохранения здоровья.
2. Укреплять здоровье каждого ребенка во время учебно-воспитательного процесса.
3. Сформировать у каждого ребенка необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.
4. Создавать благоприятную атмосферу для обучения и развития детей на занятиях и всвободное время.
5. Научить каждого ребенка использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.
Здоровьесберегающая деятельность – это системная, комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья детей моей группы. Образовательный процесс требует наличия комплексных программ оздоровления.
Недостаток двигательной активности, на наш взгляд, одна из самых распространенных причин снижения ресурсов организма дошкольника.
В каждом ребёнке заложено природой большая потребность в движениях. Бегать, скакать, подражать движениям людей, зверей и птиц.
Малоподвижность детей становится угрозой здоровью и физическому развитию детей.
На наш взгляд, нужно расширять двигательную активность детей в течении дня. Снимать напряжение, перегрузку, с помощью различных игр и игровых упражнений. Поэтапная смена деятельности детей дает: снять напряжение, сделать переход между занятиями, частями занятий. Занятия становятся интересным. Двигательная активность позволяет усвоить материал, снять усталость, повысить мотивацию к обучению.
В своей работе используем игровые приёмы, которые помогают решать, не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережению.
Игра не уводит нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее…., отмечал профессор В. В. Зеньковский. Составили перечень игр «Здоровячок» для решения мотивации, развития и здоровьесбережения детей.
Игры включают в себя познавательные, развивающие, воспитательные задачи. Игры сопровождаются определенными действиями, повторяемыми детьми за педагогом, характерными жестами, движениями.
Картотека «Здоровячок» содержит:
- физкультурные физминутки;
-динамические упражнения;
- пальчиковые игры- упражнения;
-дыхательные паузы;
-игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастика для глаз;
-самомассаж;
-оздоровительные паузы;
-театр в руке;
-молчаливые стихи;
-игры малой подвижности;
-подвижные игры дидактической направленности;
-физические упражнения игрового характера;
-игры со словами, с движениями;
-считалки;
Физкультурные физминутки
Физкультурные физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение, работоспособность нервной системы. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя, расправить плечи, прогнуть спину, повертеть головой и т. д.
Динамические упражнения
Динамические упражнения выполняются в исходном положении сидя для активизации учебной деятельности, повышения двигательной активности на занятии.
Можно использовать в начале занятия, настроить детей на внимание, повысить готовность к предстоящей работе.
Пальчиковые упражнения, игры
Пальчиковые упражнения, игры стимулируют и повышают развитие речи, учат слушать и понимать смысл речи. Развивается память ребенка, воображение, фантазия, гибкость кисти рук и пальцев.
Игры включаем в структуру многих занятий, даём возможность отдохнуть ребенку, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. Развивается речь, активизируется и обогащается словарь, память.
Дыхательные паузы
Используя дыхательные паузы – ребёнок отдыхает, успокаивается. Это помогает повысить умственную работоспособность. Паузы используем, когда ребенок возбужден, раздражителен, вспыльчивый.
Игровые упражнения для зрительного утомления, гимнастика для глаз
Разные рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Упражнения являются профилактикой нарушения зрения, укрепления мышц глаз, снятие зрительного утомления, положительно влияют на развитие внимания, памяти.
Используемые упражнения, игры определяются в зависимости от содержания учебного материала, возраста детей и зрительной нагрузки.
Самомассаж
Массаж, обладает расслабляющим действием и помогает снять напряжение. Его можно включить в занятие. Массаж способствует переключению внимания ребенка, снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Оздоровительные паузы
Разнообразие оздоровительных пауз позволяет использовать упражнения с разнообразной целью. Для активизации учебной деятельности в начале занятия, для профилактики нарушения осанки, повышения двигательной активности на занятии, развитие мелкой моторики и познавательной деятельности.
Театр в руке, молчаливые стихи
Имеют ряд преимуществ:
- оказывают значительное воздействие на все стороны развития ребенка;
- на мелкую моторику кисти, снятию напряжения;
- Двигательно - речевое чтение веселых стихов и одновременное выполнение движений;
-мелкая моторика пальцев рук, воображение.
Игры малой подвижности
Игры проводятся для разминки, при смене видов деятельности, во время короткого отдыха детей. Игры можно проводить как парные и индивидуальные. Но особенно эффективны групповые игры.
Подвижные игры дидактической направленности
Направлено на развитие координации движений, ловкости, на развитие познавательных способностей детей, волевые качества, умение ориентироваться в пространстве, стимулировать мыслительные процессы.
Физические упражнения игрового характера
Упражнения развивают координацию общих движений, слуховое внимание, действовать по словесной инструкции, действовать по сигналу.
Игры со словами, с движениями
Игра – естественный спутник жизни детей, обладающий великой воспитательной силой.
Перед игрой дается образ и словесное описание ситуации. Воображение опирается на движение и сопровождается положительными эмоциями, воздействует на все стороны развития ребенка.
Считалки
Дают возможность быстро организовать детей, выбор водящего, точного выполнения правил.
Движения точны, образны, сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми.
Здоровьесберегающие приемы, которые мы используем на занятиях способствуют, укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.
В заключении хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь!
Литература
1. Анртронова М,В, Гигиена детей и подростков. / Анртронова М,В//,-М. ,1982г.
2. Бойко Е. А, Физкультурная минутка, динамические упражнения для детей
6-10 лет, / Бойко Е. А -М. ,2008
3. Карашвили Е. А//. Растем играя. –М. 2001
4. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения /ФопельК. //. –М., 2001.