ольга игнатенко
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Слайд 2
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» размещена в разделах
Слайд 3
Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Слайд 4
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Слайд 5
Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
Слайд 6
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Слайд 7
Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж
Слайд 8
3. Коррекционные технологии
Слайд 9
Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Слайд 10
Арт- терапия лечение искусством. Арт- терапия – это не просто занятия, это свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы. Исцеление с помощью различ-ных видов искусства еще не всеми взято на вооружение. И очень зря. Удивительно, когда погружаясь в мир созидания и творения красоты, дети не только эмоционально радуются, но и стимулируют защитные и восстанавливающие функции организма. Это их гормон радости, поле деятельности, проносящее видимые результаты.
Слайд 11
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:
• Изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д. ,
• Цветотерапия,
• Песочная терапия,
• Музыкотерапия,
• Сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,
• данс-терапия,
• драматерапия и многие другие.
Слайд 12
Я хочу рассказать вам о песочной терапии. Другими словами – лечение песком. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
И если добавить к этой игре творческую составляющую, то из обычного пересыпания песка получается образовательный процесс.
Слайд 13
Цель песочной коррекции –
снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, развитие межполушарного взаимодействия, создание положительного эмоционального настроя. Использование песка способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.
Слайд14
Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование песком, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и многое другое.
Слайд 15
Я бы хотела рассказать о рисовании на манке. Манная крупа напоминает песок по своей текстуре. А если ее охладить в холодильнике, то при работе с ней возникают ощущение, что это мокрый прохладный морской песок.
Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приё мов: поздороваться, погладить её (какой песок — тёплый, сухой, согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами разговаривает, шепчет. Детям нравится веселить песок: пощекотать его сначала одним пальчиком, потом всеми, двумя руками — песочек смеётся. Поскользить ладонями по песку, рисуя, как проехала машина, двумя пальцами — санки.
Рисовать на манке можно:
кулаком;
ладонью;
ребром руки;
пальцем;
одновременное использование нескольких пальцев;
симметрично двумя руками;
насыпание из кулачка;
с помощью различных предметов (зубочистки, расческой)
Рисование манкой – это полёт фантазии, свобода творчества, игра и импровизация!
Сейчас, я хотела бы вас, познакомить с техникой рисования на манке.
Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из трёх человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)
Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Педагог : Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Педагог : Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками
На ровной поверхности песка дети и взрослый делают отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Педагог : - Ребята, положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы детей)
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
- Песок, какой? (Ответы детей)
Педагог : Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось? (Ответы детей)
- На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения детей)
Педагог дорисовывает усики и помогает детям увидеть и дорисовать бабочку. (Дети любуются красивой бабочкой).
- Бабочка, какая? (Ответы детей)
Педагог : Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и бабочка улетела… (Дети разравнивают песок ладошкой)
Педагог : Ребята, хотите другой рукой потрогать волшебный песок?
(Делают отпечаток левой руки)
- Ой, ребята, что за «чудо-юдо» с иголками нарисовалось? Посмотрите, сколько иголок у нашего гостя, а вот и маленький носик!
(Ответы и творчество детей)
Пальчиковая гимнастика «Ежик».
Маленький ёжик четверо ножек - сжимание пальцев в кулачек
Ежик по лесу гулял - пальцы гуляют по ладошке
И грибочки собирал - построения грибочка из рук
Фуф-ты-фуф-ты фуф-ты- фуф - сжимание и разжимание пальцев
Всех ребяток угощу - протягивают ладошки
Педагог : И снова ветерок подул, тучку принес, дождик пошел…
(Дети рисуют дождик пальчиками обеих рук, тучку - любым пальчиком, лужу – разравнивают песок ладошкой).
Педагог : Еще пуще ветер разгулялся, (дети ровняют песок) и оказались мы с вами ребята, в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно, опять ветер разгулялся вот и дорожка, а по дорожке катится круглый, румяный… (Хор. ответы детей).
Рисуют колобка кулачком, и применяют прием насыпания песка по образцу педагога. Рисуя «Колобка», дети могут припевать песенку из сказки.
Педагог : Катился «Колобок», катился… и вдруг, навстречу ему… (ответы детей, и все-таки, кого-же встретил колобок? Устал колобок и вернулся домой на окошко. Нарисуйте домик колобка. Устали пальчики гулять по волшебной стране, значит, нам пора домой.
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Теперь ребята, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Педагог : До следующей встречи в Песочной стране!
Вариант 2
Практическая работа:
Я предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок»
Пальчиками нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.
Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.
При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.
Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.
При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.
Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто пальчиком черчу
Все, что только захочу.
Слайд 16
А теперь уважаемые коллеги я хочу познакомить вас ещё с одной разновидностью арт-терапии это акватерапия
Под термином «акватерапия» или «гидротерапия» подразумевается излечение водой, а именно наблюдения, игры, закаливание. О благотворном влиянии воды на человека известно с древних времен.
Акватерапия позволяет человеку расслабиться, освободиться от зажимов, снять запреты, быть свободным.
Вода как что- то живое, завораживает детей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток отрицательной энергии, тем самым создаёт благоприятный фон.
Слайд17
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Акватерапия одинаково полезна, как для физического здоровья так и для эмоционального, и для восстановления психического здоровья.
Слайд 18
Детям нравится играть и плюхаться в воде и можно придумать немало различных вариантов игр для развития определённых групп мышц и организма в целом. Кроме активных игр, воду можно использовать как материал для интеллектуального развития, используя различные предметы, чтобы показать свойства воды.
Игры можно брать следующие:
• «Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;
• «Вылови игрушку» - ситечком выловить из воды;
• «Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;
• «Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;
• «Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
• «Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;
• «Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
• «Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают
• Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вытягивание каждого пальца.
• Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
• Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Слайд 19
Особенно интересно детям запускать в воде кораблики и это тоже можно использовать в воспитательных и образовательных целях. Ещё есть очень интересный метод акватерапии ЭБРУ – рисование на воде.
Дети-наша радость, гордость, наше все! И как приятно осознавать, что мы делаем полезное и доброе дело!
Слайд 20
И последняя разновидность арт- терапии о которой я хочу рассказать –это мандалатерапия.
Мандалотерапия — эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье
Слайд 21
В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации кменяющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и невсегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь имустоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолетьтравмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.
Слайд 22
Слово «мандала» в переводе означает «круг», «диск». Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
Работа с мандалами помогает:
- гармонизировать внутреннее состояние;
- создавать и реализовывать свои намерения и цели;
- раскрывать свои творческие способности;
- научиться познавать себя;
- гармонизировать личное пространтство;
- наполнять себя позитивными энергиями;
- мандала помогает развить саморегуляцию.
Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.
Слайд 23
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Слайд 24
Для детей 5 -10 лет мандалы не содержат множества мелких деталей. Рисунки представлены в виде несложных графических орнаментов. На них могут изображаться хорошо знакомые детям животные, птицы, погодные явления.
Слайд 25
Стресс - частый спутник современной жизни, наполненной скоростями, требованиями, спешкой. Человек все меньше времени находится в расслабленном, релаксационном состоянии, а иногда даже не знает, как этого состояния достичь.
Предлагаю вам один из способов получить релаксацию ума и тела!
Слайд 26
Мандалы помогут погрузиться в особое, медитативное состояние, достичь неспешности в мыслях, спокойствия в эмоциях, даже забыть на какие-то минуты или часы об окружающем, полностью сконцентрировавшись на творческом действии. Это очень полезно для здоровья. Чего вам я и желаю!
Слайд 27