Ирина Маракина
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС».
И. Н. Маракина,
МДОУ «Детский сад № 32 с. Стрелецкое»,
г. Белгород
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но
полное описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В данный период одной из более значимых и многочисленных проблем считается состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое ключевое, что необходимо сделать родителям и нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое формирование и здоровье ребенка – это база формирования и развития личности [3]. Физиологическое состояние здоровья ребят неразделимо связано с их психологическим самочувствием, психологическим тонусом, созидательной эффективности, того, что формирует базу будущего. Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные способности с целью развития у ребят здоровьесберегающей культуры, способностей здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является основным в создании основы физического и эмоционального здоровья. Непосредственно в этот период проходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и формирование многофункциональной концепции организма, закладываются основные особенности личности, формируется характер [3]. На сегодняшний день на фоне экологического и общественного неблагополучия замечается ухудшения здоровья.
Исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее время количество здоровых дошкольников снизилось с 3 до 15 % и увеличилось количество дошкольников, имеющих хронические болезни, с 16 до 17, 3 %. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё наибольшее значение. В изменении здоровья оказывают большое влияние многочисленные условия, в том числе и неверный подход жителей к собственному здоровью и здоровью собственных детей [4]. Изменение здоровья детей дошкольного возраста в Российской Федерации стало не лишь только медицинской, но и серьёзной педагогической задачей. Изучение проблем детского здоровья в наше время обретает особую значимость. Одна из главных приоритетных задач детского сада - приготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые познания и способности, воспитав определенные привычки.
В проблемах оздоровления детей рука об руку должны идти врачи, преподаватели, специалисты по психологии и родители. Основной задачей должно стать развитие здорового образа жизни у детей. Потребности быть здоровым, оберегать и закреплять состояние здоровья, дорожить благополучием здоровья [2].
Оздоровление воспитанников не имеет возможность быть эффективным, в случае если оно проводится только силами медицинских работников. Данная работа настойчиво просит тесного партнерства с педагогическим персоналом и родителями, вследствие этого в учреждении разработана концепция событий, к которым относятся: родительские собрания в необычной форме, консультации, совместные конкурсы, спортивные праздничные дни, Дни здоровья, папки-передвижки, беседы, личный пример педагогов (участие в районных, областных олимпиадах, спартакиадах).
В дошкольном возрасте закладываются основные принципы здоровья, формируются двигательные возможности, формируется база с целью обучения физических качеств. В детстве человек реализовывает наиболее напряжённую, наиболее непростую работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. В случае если ребёнок бездействен в этом процессе, то деформируется его социализация, умственные способности его здоровья. По этой причине непосредственно в данном дошкольном возрасте ценностью считается цель обучения у детей мотивирование на состояние здоровья, ориентации их актуальных интересов на здоровый образ жизни [1].
Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Необходимо создать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который позволит заложить у детей дошкольного возраста главные способности по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация жизненной среды, активизация способов профилактики настоятельно просит решения не только организационно-методической проблемы, но, прежде всего конфигурация управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего конфигурации его структуры.
Специалисты должны обучить детей верному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья в преддошкольный этап, от их физического и психологического развития и готовности к началу периодического обучения [1].
Педагоги должны приучать ребятам с раннего возраста верное отношение к собственному здоровью, развивать чувство ответственности за него. Существенную роль в труде по оздоровлению детей — это воплощение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Весьма немаловажно для того чтобы, обучение носило всесторонний характер.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все облики деятельности ребёнка. Следует развивать у ребят мотивацию здорового образа жизни через осмысление здоровья как основного показателя экологической красоты, как методы достижения жизненных успехов.
Следует осуществлять физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и формирование физического статуса детей, формирование данных физического здоровья.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию 3 раза в неделю,
один раз в неделю проводится на свежем воздухе. Воспитатели в организованной образовательной деятельности проводят физкультминутки, ритмопластику, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, технологии эстетического направления, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, гимнастику после сна, корригирующую гимнастику и т. п [2].
Таким образом, актуальным считается целесообразный выбор инновационных образовательных программ в согласовании с ФГОС, с ценностью подбора максимально здоровьесберегающих образовательных методов и технологий, координацией работы абсолютно всех педагогов и специалистов детского сада с целью исследования индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных возможностей, интересов, возможностей становления.
Развитие здорового образа жизни—это не просто овладение установленных знаний, а особенность жизни, адекватное поведение во всевозможных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы обучим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Особенное внимание уделяется концепции обучения детей гигиеническим умениями, развитию у них общедоступных познаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка [4].
Как показывает практика, дети 3-4 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни более действенно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением различных игр: направленную на определенную тематику, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.
Всеохватывающее единое внедрение данных технологий обеспечивает наиболее удачное формирование возможностей здорового образа жизни у детей раннего возраста.
Продуманы и реализуются различные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (полоскания горла, умывание и обливание рук до локтя холодной водой босохождение, точечный массаж, самомассаж, С- витаминизирование, физические упражнения после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе и т. п.) [1].
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура : физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям осуществлять необходимость в движении. На игровых участках и спортивной площадке имеется необходимое оборудование, так как одной из самых действующих закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка.
Оздоровительная деятельность в нашем саду интенсивно проводится и в летний период и предполагает собою совокупность событий, направленных на восстановление интенсивного состояния детского организма.
Основное место в данном комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное присутствие детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту длительность сна и других видов отдыха. Вся работа, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции [4].
Таким образом, здоровьесберегающие технологические способности возможно расценивать как одну из наиболее перспективных концепций 21 века и как совокупность способов, методов и приемов организации исследования дошкольников, без вреда для их здоровья.
Список используемой литературы:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход,2000.
2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
3. Сивцова А. М. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
4. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”