Галина Желтова
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества города Рассказово»
«Здоровьесберегающие технологии на занятиях
по хореографии»
Методические рекомендации
Желтова Галина Николаевна, педагог дополнительного образования
geltovg@gmail.com
Пояснительная записка
Публикация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по хореографии» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на его эмоционально-психическое и физическое развитие. Поэтому на занятиях по хореографии придаётся огромное значение применению здоровьесберегающих технологий. В данной работе будут даны методические рекомендации, разработанные на основе личного опыта по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях образцового детского коллектива «Эдельвейс».
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - В. А. Сухомлинский. Сохранение здоровья учащихся – один из основных принципов учреждений дополнительного образования. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, основанной зависимостью от состояния здоровья успешного обучения.
Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Грамотное использование в хореографии движений оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.
Главная цель занятий хореографией : создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.
Данные методические рекомендации помогут в решении основных задач:
— укрепить здоровье и гармоническое развитие форм и функций организма учащихся;….
— сформировать правильную осанку; ….
— развить специфические качества: музыкальность, танцевальность,
выразительность и творческую активность;…
— воспитать дисциплинированность, аккуратность и старательность.
Аспекты здоровьесберегающих технологий
на занятиях по хореографии
Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С. И. Ожегова). Выделяются следующие компоненты здоровья :
соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека;
физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.
Картины мира, складывающиеся в сознании младшего школьника на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны. Они отличаются красочностью, радостью и не доступны человеку на других возрастных этапах развития. Образно - мифологическое мироощущение, чувственное отношение к объектам природы, отзывчивость, творческая активность позволяют создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка. Насколько мы оценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности, будет зависеть психическое здоровье учащегося.
По результатам психологических тестов на внимательность, адаптацию, психологическую сплоченность, проводимых педагогом-психологом, у детей, занимающихся хореографией в коллективе, выявляются более высокие положительные результаты, чем у сверстников.
Опыт переживаний, практической деятельности, поведения и отношений из игровых ситуаций, из творческих образов ребенок переносит в реальную жизнь. Потребность в активной деятельности, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром, весь этот полученный опыт в значительной степени определяет нравственное здоровье личности. Какие роли проживет ребенок в танце, какие ценности, какой стиль взаимоотношений будут нести воплощаемые им на сцене пластические образы – от этого во многом будет зависеть его поведение. В танцевальных постановках нашего коллектива дети перевоплощаются в трудолюбивых пчелок, собирающих нектар с цветов, в беленьких котят, защитивших черного котенка, в озорниц, которые делят между собой стул.
К нравственному здоровью также относится и воспитание толерантности.
Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта.
Оказывается, очень не просто – любить свою культуру и быть толерантным к культуре чужой. Ведь обычно любовь к своей культуре вырастает в какой-то защите от окружающего мира.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Все это осуществляется через изучение традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников, постановку танцев разных народов мира (украинский «Гопак», индийский, испанский, латиноамериканский, французский танец).
На занятиях применяется принцип интеграции – органическая связь учебного и воспитательного процесса, которая заключается во взаимопроникновении хореографического образования и экологического воспитания. Обогащение педагогического процесса осуществляется за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих экологическую тему (участие в городской акции «Праздник ВОДЫ», мероприятиях экологического клуба «Экос», в международном Дне экологии и здоровья в форме выступления экологических агитбригад). Дети активно включаются в творческий процесс по созданию экопластических образов, являясь либреттистами и исполнителями ролей в постановочной работе по теме природы. На первом году обучения у детей нередко проявляются неразвитая самоорганизация, отсутствие чувства ответственности и самоопределения. Посредством участия в концертной деятельности создается ситуация успеха, в результате дети становятся более собранными, организованными, ответственными, повышается творческий потенциал.
Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок, но и развитие координации движений, ловкости и выносливости, умения правильно управлять своим телом при физических нагрузках, профилактика нарушений осанки.
В моей программе для занятий хореографического объединения предусматривается мониторинг развития физических данных, результаты которого отражают положительную динамику по следующим критериям: растяжка, гибкость, выворотность, высота прыжка и др.
В младшем школьном возрасте происходит существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми.
Кабинет хореографии оборудован двухуровневым станком, во время занятий используются гимнастические коврики, на которых проводятся уроки балетной гимнастики: упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, голеностопного сустава, гибкости и растяжки. Эти упражнения являются стержневым компонентом в партерной гимнастике и очень важны для укрепления физического здоровья.
Группы детей формируются по возрастам. Продолжительность занятия для 1-2 классов - 45 минут 2 раза в неделю, 3-4 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; 5-8 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.
Так как в школьное хореографическое объединение зачисляются все желающие дети, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные. Учитывая физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и количества повторения движения; использования верхнего и нижнего станка при исполнении растяжек; местоположение в зале.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Рекомендации педагогу дополнительного образования
к использованию здоровьесберегающих технологий
на занятиях хореографией :
1. Зал для занятий хореографией площадью из расчета 3-4 м на одного обучающегося, высотой не менее 4 м.
2. Балетная перекладина установлена на высоте 0,9-1,1 м от пола и на расстоянии 0,3 м от стены.
3. Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.
4. Полы в зале должны быть дощатые, некрашеные или покрытые специальным линолеумом.
5. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
6. Группы должны быть сформированы по возрастам. Протяженность занятия для 7 – 8 лет - 45 минут 2 раза в неделю, 9 - 10 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; 11 – 14 лет – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.
7. Следует применять дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений.
8. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут, предусматриваются перерывы (оздоровительные моменты : минутки релаксации, дыхательная гимнастика) по завершению определенного этапа работы.
9. Разнообразие форм и методов работы. Следует выбирать такие из них, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, а так же обогащать педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности.
10. Необходимо развивать мотивацию к учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
11. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывает большое влияние эмоциональный климат в коллективе.
Список литературы:
1. Костровицкая В. С., Писарев А. А., Школа классического танца: Учебное пособие для хореографических училищ и хореографических отд. Вузов искусств. - Л. : «Искусство», 1976.
2. Майстрова Л. Ф. Воспитание культуры отношения к природе у младших школьников средствами хореографии // Социокультурные аспекты воспитания в современном мире: Материалы IX конференции молодых ученых. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.
4. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л. : Искусство. 1983.
5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2001
6. Конорова Е. В. Хореографическая работа со школьниками Л., 1958.
7. Эльяш Н. Образы танца. – М. : Знание, 1970.
8. Халабузарь. Эстетическое воспитание в школах искусств //Сборник статей/. – М., 1988