Заливина Татьяна Павловна
Здоровьесбарегающие подходы в практике деятельности воспитателя логопедических групп
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Главный признак здоровьесберегающей работы педагога — использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Воспитатель, работающий с детьми с речевыми нарушениями, несомненно, должен использовать эти технологии в своей практике. Поэтому использование различных здоровьесберегающих подходов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста очень актуально и важно. Здоровьесберегающие подходы в практике деятельности воспитателя способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в речевом развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма. Задачи здоровьесберегающей работы : Повышение умственной и физической работоспособности. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения. Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов. Стимулирование речевых зон коры головного мозга. Совершенствование общей и мелкой моторики.
Публикация «Здоровьесбарегающие подходы в практике деятельности воспитателя логопедических групп» размещена в разделах
Повышение резервов дыхательной системы. Профилактика нарушений зрения. Создание благоприятного эмоционального фона. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с ОНР, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма реб нка. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми в целях координации их деятельности при решении коррекционно - развивающих и воспитательно-образовательных задач.
1. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника.
Здоровье детей дошкольного возраста возможно сохранить и укрепить через включение во все виды деятельности дозированных и индивидуально-направленных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов оздоровления.
Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи, что способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, развитию речи, развитию речевого дыхания и развитию мелкой моторики).
Образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на преодоление тяжелых нарушений речи, ориентированы на:
- развитие сенсорного и чувственного восприятия окружающего мира;
- решение эмоционально-волевых проблем ребенка;
- развитие пространственных представлений, двигательной координации, осознания собственного тела,
- формирование позитивной самооценки ребенка с речевыми нарушениями.
Использование различных здоровьесберегающих технологий позволяют сделать работу с воспитанниками более динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, а результаты коррекционного воздействия положительными.
Новизна выполненного педагогического опыта заключается в том, что педагог разработал систему использования здоровьесберегающих технологий, которая дает возможность компенсировать нарушения речи у детей общим недоразвитием речи и внедрил ее в коррекционно – развивающую деятельность через образовательную и индивидуальную деятельности, взаимодействие с родителями (законными представителями).
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что представленный материал может быть использован всеми специалистами работающими с детьми в целях координации их деятельности при решении коррекционно - развивающих и воспитательно-образовательных задач.
2. Технологии опыта
3.1. Принципы здоровьесберегающих технологий
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании педагогических принципов обучения, а именно:
• Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии.
• Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей.
Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.
• Принцип «Не навреди» — этот принцип является первоосновой в
выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. Принцип постепенного усложнения заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения.
• Систематичность — непрерывность и регулярность занятий.
Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
• Наглядность - является основным в обучении.
• Принцип комплексного воздействия на все анализаторы —
совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, родителей).
• Принцип единства с семьей. Правильно воспитывать здорового
ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, коррекционной работы, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Организация здоровьесберегающей работы включает : накопление практического материала; составление плана работы на учебный год; организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий; работа с родителями (консультации, практикумы, беседы); анализ проделанной работы на педсовете. Здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеют негативные тенденции, обусловленные фактором анамнеза, ухудшением экологической обстановки, значительным ограничением двигательной активности, неблагоприятными социальными факторами и т. д. Дети с различными речевыми нарушениями, зачастую страдают хроническими заболеваниями; имеют нарушения зрения, слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата, соматическую ослабленность, неврозы и нарушения характера.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, музыкотерапию, логоритмику, сказкотерапию, психогимнастику и т. д.
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с учётом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики. Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня. Важным аспектом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, является взаимодействие педагогов с семьей воспитанников. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу при взаимном доверии и понимании. Работа педагогов с родителями осуществляется в большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ воспитателем индивидуальных занятий с детьми, открытых занятий.
2.2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей с нарушением речи
Применение здоровьесберегающих технологий, создание разнообразной, интересной речевой среды, взаимодействие с родителями воспитанников неизменно приводит к достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Её цель – это выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, обработке определённых положений губ, языка правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Зрительная гимнастика – специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомляемости с глаз. Упражнения зрительной гимнастики используются и как компонент общей релаксации.
Можно использовать такой приём, как игра с крупами (манка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их можно применять в качестве тренажера на развитие мелкой моторики.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Воспитатель может использовать в практике такие виды массажа :
• Массаж кистей рук
• Аурикулярный массаж
• Интеллектуальный массаж
• Упражнения для тренировки мышц языка, губ, щек, мимико-
артикуляционных мышц.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук - этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шишки, шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Физкультминутки - направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Гимнастику после дневного сна - во время сна все процессы в организме замедляются, сразу после пробуждения у ребёнка снижена скорость реакции, чувствительность, умственная и физическая работоспособность. Для того чтобы полностью проснуться, детскому организму требуется достаточно продолжительное время. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования.
Гимнастика после сна:
• устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
• улучшает настроение и самочувствие;
• повышает умственную и физическую работоспособность;
• улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами;
• оздоравливает весь организм.
Сказкотерапия - сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.
Технологии воздействия цветом – Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров в групповой комнате. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Психогимнастика - порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот контроль и как он работает в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
2.3. Игровые технологии с детьми в условиях здоровьясбережения
Как правило, в своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Игра очень хорошо влияет на психическое и умственное развитие детей.
В игровую технологию входят различные виды игр:
• Физические, психические игры и тренинги: двигательные
(спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтивные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
• Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы;
сюжетно-интеллектуальные; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы; игровые методы обучения.
• Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые
(подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
• Комплексные игры (коллективно-творческие, досуговая
деятельность). Игры, используемые на занятиях, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность диагностировать различные проявления ребенка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).
С учетом специфики коррекционно-логопедической работы можно использовать различные игровые технологии:
- с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);
- имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);
- занятия-развлечения (досуги, представления);
- педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);
Для организации и проведения всех видов игр должны соблюдаться условия:
- выразительность проведения игр;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, емкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.
Подвижные игры, как и любую дидактическую, можно направить на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью используются как часть занятия и в качестве физкультминутки.
Подвижные игры подразделяются на три условные категории:
- способствующие развитию фонематического восприятия;
- направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
- для активизации словарного запаса.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Но это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой, развитие фонематического восприятия, можно решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнездышках» закрепляю умение детей делить слова на слоги.
Одним из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все игры нужно проводить живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры учитывать тему, которую дошкольники изучают на логопедическом занятии.
Соединяя подвижные игры с дидактическими задачами, нужно достичь развития речевой активности детей, повышения результативности работы. Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм занятия с использованием игровых технологий интересны и доступны детям.
2.4. Технологии музыкального воздействия
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, она распологает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта и тепла.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование таких здоровьесберегающих технологий как :
• Речь с движениями, которое стимулирует развитие речи,
пространственное мышление.
• Пальчиковая гимнастика и игровой массаж
• Психогимнастика направлена на снятие психологического
напряжения, на снижение мышечного утомления.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика очень полезна с правильным, но
вялым звукопроизношением, про которых говорят «каша во рту»
• Ритмопластика и логоритмика, где идет психологическое
раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного (музыкального) инструмента. У ребенка улучшается координация движений, формируется правильная осанка.
• Речевые игры, которые позволяют детям укрепить голосовой
аппарат.
2.5. Совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на здоровьесбережение детей с нарушениями речи
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Чтобы помочь им справиться с возникшими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Поэтому, нужно указать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснять и показывать им, в чем состоит коррекционно-логопедическая работа воспитателя, подчеркивать полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого в детском саду. В работе с родителями можно использовать разнообразные формы: родительские собрания, посещения занятий, участие родителей в занятиях, консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий можно привлечь узких специалистов, детей, родителей, создавая единое сообщество.
3. Карта использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня с детьми с нарушением речи
утро I половина дня I прогулка II половина дня II прогулка вечер
Утренний
прием на
воздухе
(теплый период)
Утренняя гимнастика
на
воздухе (теплый период)
Утренняя гимнастика
в физкуль
турном
зале (холодный период)
Упражнения
для профилак
тики
осанки, голени
и стопы
Дыхательная гимнастика
(в
разных формах физкуль
Турно
Оздорови
тельной работы)
Коммуника
тивные игры
Игры средней подвижности
Беседы на
Валеоло
гические
темы из
серии
«Здоровье»
Самосто-
ятельная двигательная деятельность детей В организо
ванных
формах обучения:
физкульт
минутки
Гимнастик
для глаз
Пальчико
вая гимнастика
Артикуля
ционная
гимнастика
Релаксация
Разнообразие форм
Организа
ции детей
во время НОД (стоя
в кругу, сидя на ковре, стоя
за столами)
НОД по физичес
кой культуре
НОД из серии «Здоровье»
В перерывах между НОД динами
ческие паузы, подвижные игры
Растяжки и забавные упражнения (во время НОД по физической культуре)
Подвижные
игры
Спортивные игры
НОД по физической культуре
на воздухе
Игры соревнов
Ания
Выполне
ние физичес
ких упражне
ний со всеми
детьми
Дыхатель
ная гимнасти
ка
Гимнас
тика после дневного сна
Артикуля
ционная гимнас
тика
Самомас
саж (лица, спины, ног, рук, биологи
чески активных точек)
Физкуль
турные досуги,
праздники
(1 раз
в месяц)
Игры-
Соревнования между
возраст
ными группами
Игры в сухом бассейне
Занятия по
здоровому
образу
жизни (хождение по дорожке
здоровья,
с мешоч
ками
с разными
наполните
лями, беседы, закаливание и т. д.
Театрали
Зованная деятель
ность
Подвиж
ные игры
Спортивные игры
Индивиду
альная
работа по
развитию
движений
Психогим
настика
Сказка
терапия
Игры на снятие отрицатель
ных эмоций,
нервных
состояний
Народная
педагогика
(фольклор,
Народные
игры, хороводы)
Логорит
мика