Юлия Можар
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Зарядка для Язычка
Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей :
- одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей „Зарядка для язычка“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша (молчание, замкнутость, раздражительность и т. п., и даже послужить толчком для проявления заикания.
Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребёнка оно протекает с индивидуальными отличиями.
Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных)
[ п ], [ п'], [ м ], [ м '], [ т ], [ т '], [ к ], [ к']…
По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становится доступны все остальные звуки.
Позже появляются и тяжелее всего ребё нку даются:
свистящие звуки - [ с ], [ с'], [ з ], [ з '], [ ц ];
шипящие - [ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ];
сонорные звуки [ л ], [ л '], [ р ], [ р '].
В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 5 годам.
В младших группах детского сада мы чаще всего встречаемся с физиологическими (возрастными) нарушениями звукопроизношения, так называемое - возрастное косноязычие. Обусловленное возрастной слабостью, неразвитостью речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([ с ], [ з ], [ ж ], [ ш ], [ л ], [ р ], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (АГ) – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) необходимые для правильного звукопроизношения.
Во второй младшей группе (3-4 года) – детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата : губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.
«Весёлая прогулка»
Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
«Змея», «Иголочка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот (ширина двух пальцев); сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать). Повторить 2-3 раза.
Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо : гуляют ли дети на улице?
«Часики» - описание упражнения: улыбнуться открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз.
После этого посмотрел Язычок из окошка вниз : нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
Решил Язычок пойти в зоопарк. А вместе с Язычком в зоопарк отправимся и мы : будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.
Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
«Бегемот» - описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем: (закрыть рот)
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик. (закрыть рот)
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я – 1,2,3,4,5.
А потом закроет рот –
Отдыхает бегемот (закрыть рот).
О. Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква – а-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.
«Лягушка», «Заборчик» - описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам. (закрыть рот)
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки. (закрыть рот)
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем. (закрыть рот)
М. Синицина
Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
«Слоник» - описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять», вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
М. Синицина.
Пошёл Язычок дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как язычок катался на лошадке.
«Лошадка» - описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
М. Синицина.
Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажите, как Язычок надувал шарики.
«Шарики» - описание упражнения: Надуть обе щеки – сдуть. Повторить 2-3 раза. Далее учить надувать щё ки попеременно: надуть левую щёку – сдуть, затем надуть правую – сдуть. И так 4-5 раз.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
В средней группе (4-5 лет) - уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
Упражнения, имеющие массажный эффект.
Вернулся Язычок домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давайте и мы поможем Язычку.
«Месим тесто» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами – пя-пя-пя-пя, пя-пя-пя…. Покусать язык зубами - та-та-та-та, та-та-та(3-4 подхода); «Расчёска» закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием (2-3 раза).
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь.
«Блинчик», «Лопаточка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти. Повторить 3-4 раза
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
Поужинал Язычок и пошёл чистить зубки.
«Чистим зубки» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за (с внутренней стороны) нижними зубами (влево-вправо – 4 передних зуба) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами – 2-3 подхода.
У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.
«Киска сердится» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти.
Киска любила когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.
«Погладим киску» - описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 3-6 раз.
Погладил Язычок кошку и захотелось ему на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
«Качели - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.
«Парус» -описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
В старшей группе (5-6 лет) - закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движения в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
Отгадайте загадку:
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я его один не съем:
Разделю ребятам всем.
(Бублик)
«Бублик», «Рупор», «Окошко» - описание упражнения: зубы сомкнуты, губы округлены. Повторить 4-5 раз.
Стали мама с Язычком бублики есть с ароматным вкусным вареньем, да и все губы перепачкали. Надо губы аккуратно облизать.
«Вкусное варенье» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать широким языком верхнюю губу. Делая движение языком сверху, вниз. Нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Поел Язычок бубликов с вареньем и решил чаю выпить. Давайте покажем, какая у него была красивая чашка.
«Чашка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков Л и ЛЬ.
Посмотрите внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось и на нижней! Давайте и это варенье слижем остреньким язычком.
«Вкусное варенье – 2» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята играют в футбол, и захотел к ним присоединиться. Давай и мы поиграем вместе со всеми. Мяч твёрдый, катится по полю.
«Мячи», «Орехи» - описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.
Поиграл Язычок в футбол и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
«Индюк» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
Побежал язычок домой. Вдруг увидел, как мама ярко-красной краской красит дома потолок. Давай поможем маме.
«Маляр» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков Р и РЬ.
Цель: Растягивать подъязычную связку (уздечку).
Покрасили потолок и вместе с мамой пошли в лес собирать грибы.
«Гриб» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Повторить 3-4 раза.
Вдруг Язычок услышал весёлые звуки гармошки. «интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.
Видит заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.
«Гармошка» - описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу - «Гриб». Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) - уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Н-р, «губы умеют улыбаться, когда мы произносим и и т. д.»