МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка»

Юлия Можар
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка»
▼ Скачать + Заказать документы

Зарядка для Язычка

Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей :

- одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт.

Публикация «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей „Зарядка для язычка“» размещена в разделах

- другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша (молчание, замкнутость, раздражительность и т. п., и даже послужить толчком для проявления заикания.

Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребёнка оно протекает с индивидуальными отличиями.

Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных)

[ п ], [ п'], [ м ], [ м '], [ т ], [ т '], [ к ], [ к']…

По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становится доступны все остальные звуки.

Позже появляются и тяжелее всего ребё нку даются:

свистящие звуки - [ с ], [ с'], [ з ], [ з '], [ ц ];

шипящие - [ ш ], [ ж ], [ ч ], [ щ];

сонорные звуки [ л ], [ л '], [ р ], [ р '].

В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 5 годам.

В младших группах детского сада мы чаще всего встречаемся с физиологическими (возрастными) нарушениями звукопроизношения, так называемое - возрастное косноязычие. Обусловленное возрастной слабостью, неразвитостью речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([ с ], [ з ], [ ж ], [ ш ], [ л ], [ р ], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика (АГ) – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) необходимые для правильного звукопроизношения.

Во второй младшей группе (3-4 года) – детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата : губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

«Весёлая прогулка»

Жил был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.

«Змея», «Иголочка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот (ширина двух пальцев); сильно высунуть язык и затем его спрятать (рот не закрывать). Повторить 2-3 раза.

Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо : гуляют ли дети на улице?

«Часики» - описание упражнения: улыбнуться открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 4-6 раз.

После этого посмотрел Язычок из окошка вниз : нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?

Описание упражнения: Улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.

Решил Язычок пойти в зоопарк. А вместе с Язычком в зоопарк отправимся и мы : будем изображать всех животных, которых Язычок встретит.

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

«Бегемот» - описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем: (закрыть рот)

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик. (закрыть рот)

Закрывать его нельзя, до пяти считаю я – 1,2,3,4,5.

А потом закроет рот –

Отдыхает бегемот (закрыть рот).

О. Перова

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква – а-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.

«Лягушка», «Заборчик» - описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам. (закрыть рот)

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки. (закрыть рот)

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем. (закрыть рот)

М. Синицина

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же … слон! Давай покажем, какой у слона хобот!

«Слоник» - описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять», вернуться в исходное положение. Повторить 2-3 раза.

Буду подражать слону!

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

М. Синицина.

Пошёл Язычок дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как язычок катался на лошадке.

«Лошадка» - описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

М. Синицина.

Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажите, как Язычок надувал шарики.

«Шарики» - описание упражнения: Надуть обе щеки – сдуть. Повторить 2-3 раза. Далее учить надувать щё ки попеременно: надуть левую щёку – сдуть, затем надуть правую – сдуть. И так 4-5 раз.

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

В средней группе (4-5 лет) - уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

Упражнения, имеющие массажный эффект.

Вернулся Язычок домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давайте и мы поможем Язычку.

«Месим тесто» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, пошлёпать язык губами – пя-пя-пя-пя, пя-пя-пя…. Покусать язык зубами - та-та-та-та, та-та-та(3-4 подхода); «Расчёска» закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием (2-3 раза).

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь.

«Блинчик», «Лопаточка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти. Повторить 3-4 раза

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

Поужинал Язычок и пошёл чистить зубки.

«Чистим зубки» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за (с внутренней стороны) нижними зубами (влево-вправо – 4 передних зуба) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами – 2-3 подхода.

У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку.

«Киска сердится» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти.

Киска любила когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

«Погладим киску» - описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 3-6 раз.

Погладил Язычок кошку и захотелось ему на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

«Качели - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

«Парус» -описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом до 10. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

В старшей группе (5-6 лет) - закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движения в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.

Отгадайте загадку:

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я его один не съем:

Разделю ребятам всем.

(Бублик)

«Бублик», «Рупор», «Окошко» - описание упражнения: зубы сомкнуты, губы округлены. Повторить 4-5 раз.

Стали мама с Язычком бублики есть с ароматным вкусным вареньем, да и все губы перепачкали. Надо губы аккуратно облизать.

«Вкусное варенье» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать широким языком верхнюю губу. Делая движение языком сверху, вниз. Нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Поел Язычок бубликов с вареньем и решил чаю выпить. Давайте покажем, какая у него была красивая чашка.

«Чашка» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков Л и ЛЬ.

Посмотрите внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось и на нижней! Давайте и это варенье слижем остреньким язычком.

«Вкусное варенье – 2» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята играют в футбол, и захотел к ним присоединиться. Давай и мы поиграем вместе со всеми. Мяч твёрдый, катится по полю.

«Мячи», «Орехи» - описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку.

Поиграл Язычок в футбол и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

«Индюк» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…

Побежал язычок домой. Вдруг увидел, как мама ярко-красной краской красит дома потолок. Давай поможем маме.

«Маляр» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков Р и РЬ.

Цель: Растягивать подъязычную связку (уздечку).

Покрасили потолок и вместе с мамой пошли в лес собирать грибы.

«Гриб» - описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. Повторить 3-4 раза.

Вдруг Язычок услышал весёлые звуки гармошки. «интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку.

Видит заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке.

«Гармошка» - описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу - «Гриб». Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) - уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Н-р, «губы умеют улыбаться, когда мы произносим и и т. д.»

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. • Современная ситуация в системе образования, в которой.

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста Цель: - познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы при выполнении артикуляционной гимнастики; - учить родителей правильно,.

Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения Речь – исторически сложившаяся форма общеня, развивается в дошкольном возрасте.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Игра как метод формирования правильного звукопроизношения у младших дошкольников Без речи нет ни сознания, ни самосознания Л. С. Выготский Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему выразить свои мысли,.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения»Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношения» Артикуляционная гимнастика как средство формирования звукопроизношенияКонсультация для воспитателей Известно, что в последние годы наблюдается.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Комарь Ольга Владимировна. Целью данного мастер-класса является повышение уровня.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как основа правильного звукопроизношения у дошкольников с ТНР» Цель: Познакомить родителей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения.

Практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения» Практикум для родителей: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения» Красивая речь – это спорт и искусство. Уинстон.

Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах речевого развития детей. Задачи: 1. Рассказать воспитателям об артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 17:03
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Можар (УИ 789506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД