Елена Дудина
Занятие и совместная деятельность с детьми: сходство и различие
▼ Скачать +Заказ
Как много нам открытий чудных…
А. С. Пушкин
Кто бы мог подумать, что такое привычное для воспитательского слуха понятие «занятие» станет своего рода аутсайдером, а на роль фаворита современной дошкольной педагогики выйдет понятие «совместная деятельность».
В этой реальности воспитатель оказывается в ситуации поиска новых смыслов привычных понятий. Четкое осознание сходства и различия между занятием и совместной деятельностью – это ключевой результат такого поиска.
Публикация «Занятие и совместная деятельность с детьми: сходство и различие» размещена в разделах
Будучи менеджером образовательного процесса, свою профессиональную позицию в отношении использования занятия и совместной деятельности я выстраиваю при помощи SWOT-анализа. Этот инструмент анализа, как 3D технологии, позволяет увидеть любое явление объемно: его сильные и слабые стороны, потенциалы и риски.
S (strengthe) – ограничения (слабые стороны) : они есть как у занятия, так и у совместной деятельности. Основные ограничения занятия – регламент и время (для педагога и детей); ограничение степени участия (для родителей) Основное ограничение совместной деятельности – уровень профессиональной компетенции педагога (для самого педагога, детей и родителей).
W(weaknesses) - преимущества (сильные стороны). Преимущества занятия – регламент, время и понятный результат в виде ЗУНов (для детей, родителей и педагога). Преимущества совместной деятельности – присвоение целей деятельности всеми ее участниками на основе согласования потребностей и интересов, профессиональная самореализация педагога.
O(opportunities) – риски. Риски занятия – ограничение исследовательского, социального опыта ребенка и возможностей участия семьи в непосредственном образовательном процессе. Риски совместной деятельности – неготовность субъектов образовательного процесса к партнерскому взаимодействию и ограниченность возможностей предметно-развивающей среды.
T(threats) – возможности (потенциалы). Возможности занятия – достижение высоких результатов интеллектуального развития ребенка и прогнозируемые результаты (для педагога и для родителя). Возможности совместной деятельности – индивидуализация (индивидуальный образовательный маршрут сопровождения развития ребенка) и формирование здоровьесберегающей гендерно чувствительной образовательной среды (в т. ч. предметно-развивающей).
Следует также отметить, что в условиях в реализации ФГОС совместная деятельность – это наиболее эффективный инструмент реализации принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром: достижение качественно нового результата на основе интенсификации содержания и форм.
Утро… Я в своей группе в ожидании своих самых замечательных детей. Я открыта для детских переживаний, новых идей, которые принесут сегодня мои Рыцари и Принцессы. Нас ждет много совместных открытий, общих дел, новых возможностей. Возможностей в совместной деятельности раскрыть свой потенциал и проявить себя здоровыми, любознательными, активными, отзывчивыми, креативными, способными понимать и принимать окружающий мир людьми и быть в нем успешными.
Путь длиною в тысячу лет начинается с первого шага, так говорили в древнем Китае.
Путь к качественно новым результатам в современной России начинается с выбора каждым педагогом своих приоритетов.
Мой Путь к качественно новым результатам начинается с ВЕРЫ в то, что «Ребенок – не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь» (Плутарх).