Ирина Шевченко
Занимательный материал как средство формирования математических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд: Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация из опыта моей работы на тему «Занимательный материал, как средство формирования математических представлений у детей с ОНР»
2 слайд: Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством занимательного материала. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Публикация «Занимательный материал как средство формирования математических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
3 слайд: Мария Монтессори писала: «Человеческий разум является математическим : он стремится к точности, к измерению, к сравнению. Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие”. Многолетний опыт работы Монтессори с детьми доказал, что математический склад ума – это не какое-то редкое явление, а естественная особенность человека, которую нужно развивать и раскрывать. А для этого главное - разнообразная, богатая материалами, подготовленная образовательная среда дома, в детском саду
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие, способствуют развитию мелкой моторики рук детей
Палочки Х. Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизеиером.
4 слайд: Изучив актуальность данной темы, я поставила
цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через занимательный материал.
Достижению этой цели способствует решение следующих
Задачи:
- Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
- Сформирование базисных математических представлений, речевых умений.
- Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
5 слайд: Простые счетные палочки «волшебные». Потому что с помощью их дети считают, рисуют, составляют различные предметные изображения : дома, деревья, предметы мебели. Так же составляют геометрические фигуры разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем видоизменять их.
6 слайд: Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. С помощью палочек Кюизенера: у детей развиваются умения группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.
7 слайд: Дети с большим интересом конструируют цифры, геометрические фигуры, с помощью палочек Монтессори так как эти палочки очень гибкие.
8 слайд: Особого внимания заслуживают упражнения, в которых задействованы рамки-вкладыши. Простые рамки-вкладыши учат ребят различать геометрические фигуры, животных, птиц, фрукты, транспорт. Для старшего возраста предлагаются рамки с цифрами, дробями и т. д. Рамки-вкладыши не только развивают мелкую моторику, но речь. Играя в рамки, дети узнает новые слова, понятия и запоминает их. Вкладыши Монтессори учат классифицировать предметы по силуэтам, форме, виду. Вкладыши Монтессори со шнуровкой развивают сноровку, глазомер, внимание, укрепляют кисти рук. Не только рамки, но и все игрушки Монтессори направлены на развитие разных сторон личности ребенка. Здесь нет бесполезных вещей: все упорядочено и подчинено методике.
Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.
9слайд: Игры В. В. Воскобовича «Игровизор»- «долгоиграющая» папка. На ее верхнем прозрачном листе дети рисуют геометрические фигуры и не боятся ошибиться. Закрепляют понятия верхний левый угол, нижний правый угол и. т. д. С помощью головоломки змейка ребята конструируют плоскостные и объемные фигуры. Играя с разноцветными резинками паутинками дети в занимательной форме осваивают строение геометрических фигур, углов. Знакомятся с понятием отрезок, луч, прямая.
10 слайд Игры «Волшебная восьмерка»! знакомит детей с цифрами. С ней они не только играючи запоминали цифры от 1 до 9, но и познакомились со структурой их начертания. А также узнали все цвета радуги и запомнили их названия; освоили счет; научится сравнивать. «Волшебная восьмерка» хорошо развивает цветовосприятие, мелкую моторику рук, координацию «глаз- рука», понимание пространственных отношений, помогает воспринимать цифры не только визуально, но и на ощупь. Также дети цветом обозначали времена года: зима – синяя весна – зеленая лето – красное осень – желтая. Дни недели. Части суток: утро – голубое, день – желтый, вечер – синий, ночь – фиолетовая.
Любимая игра -кораблик «Брызг-брызг» : развивает сенсорные навыки, способствует закреплению прямого и обратного счёта. Это яркий кораблик, с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные рейки. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.
11 слайд: Занимательное пособие «Математические домики» помогает детям в игровой форме закрепить представление о составе числа, способствует развитию внимания, логического мышления. А пособие «Улитка» знакомит детей с цифрами, закрепляет прямой, обратный и порядковый счет. Игры с простыми счетными палочками научили детей считать двойками.
12 слайд: Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности. Используя все 7 частей, плотно присоединяя одну к другой ребята составляют различные изображения животных по образцу и по собственному замыслу.
Математическая головоломка «Тетрис деревянный», большая коробка.
Головоломка, балансир, конструктор, настольная игра для нескольких игроков. Головоломка состоит из 25 элементов, которые укладываются в коробочку. Вариантов укладки в коробку великое множество, но несмотря на это, данное занятие не из простых. Из деталей дети собрать большое количество различных конструкций.
13 слайд: Я стараюсь поддерживать «живой интерес» родителей к организации математического развития Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я
- знакомлю с занимательными и развивающими играми
- родительские собрания «Значение занимательного математического материала для развития детей»
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
- семинар практикум «Математика царица всех наук»
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей «Сказочные лабиринты В. В. Воскобовича»
-участие родителей в подготовке и проведении КВН. Математической викторины «Математический калейдоскоп»
-совместное создание предметно-развивающей среды
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.
14 слайд: Свою работу я строю при тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ.
Учитель-логопед использует в своей работе логические блоки Дьеныша. Игры с блоками помогают знакомить детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов. Ребенку предлагается найти такую же фигуру, такого же цвета, или наоборот другого цвета. В процессе игры развивается логическое мышление, восприятие, память, внимание воображение. Логические блоки Дьенеша способствуют развитию речи, вызыванию звукоподражаний.
Музыкальный руководитель использует музыкально-дидактических игры, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими, закрепляются знания цвета и формы предмета, навыки ориентировки в пространстве. Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества. Разучивают математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве.
Педагог-психолог в процессе развития познавательных процессов использовать широкий спектр разнообразных упражнений, направленных на развитие внимания, пространственного восприятия, словесно-логического мышления, речи. Например, «Что слышно?», «Что не так?», «Отгадай загадку- найди отгадку», «Третий, Четвёртый лишний», «Назови сказку в которой есть число 3; 7; 2», «Запомни ряд чисел».
15 слайд: Обучающиеся моей группы – активные участники Всероссийских конкурсов и олимпиад «Русская Матрешка» «Изумрудный город» Были получены дипломы победителей. Темы: «Логическая разминка»; «Задачки в стихах»; «Раз. Два. Три. Четыре. Пять. Начинаем мы считать!»
16 слайд: Основой моей работы является адаптированной программа Натальи Валентиновны Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».
А свою работу по математическому развитию я строю на основе учебно-методического пособия Натальи Валентиновны Нищевой «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»
использую:
- Вячеслав Вадимович Воскобович «Лабиринты цифр»
- Валентина Николаевна Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
- Елена Александровна Дивина «Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори.
-Людмила Георгиевна Петерсон «Игралочка ступенька к школе»
17 слайд: Спасибо за внимание!