Нина Маркина
«Закликание жаворонков». Конспект занятия по лепке из теста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Жаворонки».
Цель: Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам мордовского народа и стимулировать к ним интерес.
Задачи:
1. Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок. Продолжать учить работать с тестом.
2. Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
3. Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка из соленого теста, тестопластика
- Лепка. Конспекты
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: Разучивание стихов, хороводов. Знакомство с закличками и играми. Рассказы воспитателя, просмотр видеоматериала.
Материалы и оборудование: иллюстрации по теме весна, тесто дрожжевое сдобное, мука, изюм, салфетки, дощечки.
Методические приёмы: Загадка. Закличка на мордовском (эрзя) языке. Игра «Жаворонки в гнездах». Приёмы лепки. Пальчиковая гимнастика. Техника безопасности. Музыка «Звуки леса». Самостоятельная работа. Итог.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Шагает красавица,
Легко земли касается
Идет на поле на реку
И по цветку и по снежку.
Дети: Весна!
Воспитатель: Правильно, весна!
По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя заклички.
Дети: Тундо, тундо, сак, сак! Весна, весна приди!
Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!
Лембе пизем кант, кант! Теплый дождь нам принеси!
Сэрий сюрот каст, каст! Высокую пшеницу вырасти!
Или так говорили :
Солнышко, выгляни, красное высвяти!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!
-Чтобы приблизить тепло и весну давным- давно люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков». 22 марта, день весеннего равноденствия. Старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается».
Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран
-Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: грач, скворец, ласточка, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.
- А как мы их назовем одним словом? (перелетные.)
-Правильно. Пришла весна на нашу землю и одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок. И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”. Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».
-Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом.
Физкультминутка
-Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездах»
(воспитатель кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол)
Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда звучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
Воспитатель: Молодцы, жаворонки, не потерялись.
-Я продолжу свой рассказ о народном празднике. В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек - жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать:
Жаворонки прилетайте,
Ясно – солнце принесайте.
Нам зима – то надоела,
Хлеба, соли – всё поела.
Шапа – жарапа,
Жареная лапа.
Дай Бог нам хлеба
На многие лета.
-Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из сдобного теста.
С тестом надо работать аккуратно, с большой любовью, чтобы получились «жаворонки».
Воспитатель объясняет детям приемы лепки «жаворонков».
-Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из теста.
1. Скатываем шар.
2. Раскатываем небольшую колбаску.
3. Делаем петлю.
4. Формируем голову, оттягиваем клюв.
5. Оформляем глаза изюмом.
6. Сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья.
-Вот наш «жаворонок» готов.
Посмотрите, как настоящий! Я его сажаю на большое гнездо, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете.
-А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику.
-Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: “чри- чрии- и”.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет. (Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)
Прежде чем приступить к работе, вспомните технику безопасности.
1. Клади инструмент в безопасное место.
2. Работай со стекой только на подкладной доске.
3. Будь внимателен! .
Повторить поговорки
«Дело мастера боится».
«Сто раз отмерь – один раз отрежь».
«За всякое дело берись смело».
«Глаза боятся, а руки делают».
- Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступайте к лепке жаворонков.
Работа детей.
Во время выполнения работы дети слушают музыку “Звуки леса”.
Индивидуальная помощь– если будет необходима.
Воспитатель: «Какие у вас замечательные птицы- жаворонушки. Посадите их в «гнездо». У нас получилась дружная стайка».
Анализ занятия:
Что вам понравилось в нашей встрече?
Что вам показалось трудным?
Воспитатель:
Посидели мы рядком
И поработали ладком
Жаворонков мы слепили-
Красну - Весну пригласили!
Мне было приятно с вами весну кликать, жаворонков лепить.
А теперь мы отнесем птичек на кухню, и повар испечет их в духовом шкафу.
А пока птички будут печься, мы будем веселиться.
Когда пирожки испекутся дети идут одеваться на улицу.
Во время прогулки воспитатель с детьми сажает жаворонка на дерево.
А сами становятся вокруг них и читают заклички:
«Жаворонки, прилетите,
Студеную зиму унесите.
Зима нам надоела-
Весь хлеб у нас поела».
«Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье».
«Жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите нам здоровья,
Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок».
Затем с детьми проводится игра «Жаворонок».
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в круг и поют:
«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве».
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.