Светлана Мифтахова
Парциальная программа «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста
, Мифтахова Светлана Тахирзяновна, воспитатель дошкольных групп Соколовской средней общеобразовательной школы Эртильского муниципального района. Стаж работы в дошкольном учреждении – 6 лет. Основным направлением моей образовательной деятельности является экспериментально-исследовательская деятельность, почему я выбрала именно это направление, видимо помогло образование – по образованию я учитель химии, занимаюсь с детьми в данном направлении 3 года.
Публикация «Парциальная программа „Юный исследователь“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Педагогами нашего учреждения разработана парциальная программа «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет, рассчитанная на 4 года и сегодня постараюсь поделиться с вами коллеги своим опытом работы по экспериментально-исследовательской деятельности.
2 слайд «Исследование–это поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была, и найти истину он должен сам, при поддержке педагога.
3 слайд Актуальность:
Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
4 слайд Цель экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
5 слайд В Федеральном государственном образовательном стандарте делается акцент на то, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребёнка. Это свойство пытливого ума нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование, подготовке к обучению грамоте и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д., отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира. В своей работе можно использовать следующие формы развития познавательно-исследовательской деятельности :
Экспериментирование
Исследование
Коллекционирование
Проектирование
Организация работы по экспериментированию ведется по трем взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
• человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
6 слайд Структура детского экспериментирования
Включает цель, задачи, содержание, мотив, средства, формы, условия и результат
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это :
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это :
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
7- 8 слайд Последовательность и алгоритм проведения детского экспериментирования
Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.
9-10-11 слайды Формы работы по экспериментальной деятельности
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:
• Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
o доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,
o структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов,
o непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
• Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
• Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
12слайд Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
13 слайд
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности. Таким образом, экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности в будущем.
Работая по данному направлению я сделала определенные выводы: у детей повысился уровень познавательной активности и исследовательских способностей : дети научились видеть и выделять проблему эксперимента, принимать и ставить перед собой цель эксперимента. Сформировался навык исследовательской деятельности : дети научились отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, умеют наблюдать, делать умозаключения, выводы. В результате у детей развиты личностные качества: целеустремлённость, настойчивость, решительность, они испытывают радость и удовольствие от общения и успехов.