Фрида Миннибаева
Опыт работы «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами использования фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами использования народного фольклора»
«Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей —
это национальная трагедия
и угроза самому существованию нации»
М. П. Мусоргский
В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.
Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа — это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально - исторического опыта народа и являются оптимальными.
Дети, их жизнь и творчество — это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения. P.S.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам этнокультурного развития является создание условий для:
- целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;
- воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
· приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
· гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей.
То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Цель проекта: Этнокультурное развитие детей дошкольного возраст, повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим русского и татарского народа.
2. Способствовать приобщению детей к основным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной, изобразительной, фольклора (музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)
4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.
5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог – воспитанники -семья.
Актуальность
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт народа. Потешки, сказки, загадки, поговорки, пословицы, прибаутки, игры – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа.
В этом году в нашем детском саду открылась I младшая группа, дети набирались с 2 лет. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, Заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства позволит целенаправленное и систематичное использование произведений фольклора в детском саду.
В режимных моментах огромная роль отводится потешкам, дети с удовольствием умываются, обедают, собираются на прогулку, готовятся ко сну, поднимаются после сна. Чтобы вырастить ребенка здоровым, в фольклоре присутствует весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Нельзя недооценивать огромную силу фольклора. Ведь ребенок с самого раннего детства слышит, как мама поет ему на ночь колыбельные песни, вслушивается в эти мелодичные слова, впитывает каждое слово. Поэтому можно сказать, что огромную роль в развитии речи ребенка играют малые формы фольклора. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, а так же эмоционально окрашенной используются народные песенки и потешки. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Можно сказать, что ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, которые воспитывают малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизни ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет. Народное поэтическое слово может и должно обогатить данную среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.
Таким образом, можно утверждать. Что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка.
Здоровые стереотипы, которые помогают ему адаптироваться в микросоциуме группы формируются благодаря режиму дня.
Крoме того, в режимные моменты oсуществляется обогащение сoциально-бытoвого опыта ребенка. Ребенок приобретает навыки необходимые ему в повседневной жизни. Вoзникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой способствует строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время. Oрганизм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Соблюдение режима будет проходить легче, веселее, интереснее под веселые народные песенки и потешки, да и различные формы фольклора легче запоминаются, если их использовать в режимных моментах.
Для воспитания нравственных качеств детей с 2 до 3 лет, мы используем народный фольклор - потешки, которые тщательно отбираем. Ритмичные слова вызывают у детей радость, словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Тексты произношу с разной интонацией нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские и татарские народные потешки, пестушки, песенки, игры, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая и т. д. : «Водичка, водичка», «Салкын су, чиста су», «Гаилэ», «Баю-баю-бай», “Туп” и т. д. (Приложение 1)
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:
- приобщение детей к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.
Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское и татарское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы.
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Способствуя этнокультурному развитию детей - дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
В заключении хочется сказать словами замечательного писателя, публициста, создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского
«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Литература:
М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.
В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. «- Москва - 1988 г.
Д. С. Виноградов «Русский детский фольклор» - Иркутск - 1930
Григорьева Г. Г. «Кроха»
В. В. Гербова, А. И. Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки» «Д / В» – 1984 № 6
С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».
Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д / В» – 1984 № 4
Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста», «Д / В» – 1987 № 11
Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д / В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
Е. И. Радина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».
Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000 г.
Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г
А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели.» Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.
Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д / В» – 1990 № 10
Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]. - Иркутск, 1990. – 195с.
Мельников, М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики [Текст]: Новосибирск, 1985.- 243с.