МААМ-картинки

Консультация «Культура речевого общения педагога»

Антонина Ермолова
Консультация «Культура речевого общения педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

«Культура речевого общения педагога»

А. Е. Ермолова

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Тамбов

Только благодаря не посредственному общению воспитателя с ребенком происходит то главное в педагогической деятельности, о чем говорил К. Д. Ушинский, - воздействие личности на личность. Общение «педагог — дети» — главный педагогический инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними и, следовательно, успех всего воспитательного процесса. Ведь даже глубокие знания и самые передовые методы воспитания эффективны лишь тогда, когда педагог зияет «секреты» общения, умеет пользоваться словом как средством воздействия на всех детей и каждого ребенка в зависимости от его особенностей и ситуации.

Публикация «Консультация „Культура речевого общения педагога“» размещена в разделах

Стиль общения взрослых — пример для маленьких. Очень важно поэтому, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении сотрудников, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри коллектива сотрудников, так или иначе сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.

Культура речевого общения - один из немаловажных педагогических факторов, свидетельствующих о воспитанности воспитателей.

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. Что такое речевой этикет? В словаре по этике сказано: «Этикет. — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Если к тому же учесть, что внешние проявления есть не что иное, как проявления внутренней воспитанности.

Пожалуй, редко кто задумывается: умею ли я общаться с окружающими людьми, своими коллегами? Обладаю ли культурой речевого общения? Интересный ли я собеседник? Ведь, кажется, нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми или коллегами, воспитанниками или их родителями.

Н-р: Воспитатель приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц (она пришла после болезни, а уже затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит:

«А ребята заждались тебя, все спрашивали: «Когда же Танечка придет?» Да ты никак выросла, пока дома была! Тебя не узнать. И платье на тебе новое.»

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом нетрудным. А как приятно матери, что к ее ребенку проявлено внимание,

А. С. Макаренко, например, говоря о поведении педагога, высказал такую мысль: «Если ты чувствуешь себя несчастным, первая твоя нравственная обязанность — никто об этом не должен знать. Найти в себе силы улыбаться.»

…. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошел, или тот, кто находился в вестибюле,— имеет ли это значение?

Оказывается, имеет. И немалое. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть даже если он — лицо начальствующее, а присутствующие — его подчиненные. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл. Но бывает иначе: «Поздоровалась — сколько высокомерия! Словно сделала одолжение», «Буркнула что-то невнятное, да еще при этом глаза отвела в сторону»,— говорим мы в подобных случаях с обидой или с осуждением.

Как порой недостает вежливости в отношениях сотрудников! Дефицит вежливых обращений, случается, тормозит взаимопонимание, не содействует сопереживанию, созданию хорошего настроения, установлению доверительных отношений. «Добрый день», «Пожалуйста», «Спасибо», «Как самочувствие?»— Мелочи? Но как много привносят эти и другие «вежливые» слова в наши отношения! И как скупы мы бываем на них!.

Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость — это «. моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

Вежливость — это еще и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость. Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению — на нас равняются дети.

Кто из нас не хочет говорить красиво, правильно, убедительно, в общем, быть хорошим собеседником, который в разговоре с людьми приковывает к себе внимание, вызывает симпатии? И здесь, как известно, немалую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность, что в известной мере составляет тот ценный сплав, который принято называть обаянием личности.

Деликатность. Человек, наделенный этим свойством, проявляет высокую культуру общения, не допустит высокомерия и слов, унижающих другого. Ему присуще чувство собственного достоинства, и потому он старается поддержать это же ощущение и в тех людях, с которыми общается. И общение идет естественно,- просто, непринужденно.

Чувство такта помогает наладить контакты, является регулятором содержания и форм речевого общения — о чем и как говорить, когда и как вступить в разговор, а когда промолчать, что можно обсудить, а что недопустимо, как вести полемику, как отстаивать свое мнение, не унижая своих оппонентов, как разрешить острую ситуацию и какие при этом найти слова, чтобы убедить и одновременно не обидеть человека.

Обаяние личности. Как это понимать? В чем оно? Прежде всего, в оптимальном речевом общении с детьми, умении воздействовать на них словом так, чтобы нравиться им, быть для них интересным человеком. Кто из нас не замечал, как все это облегчает контакты воспитателя с детьми?

Какой воспитатель, впервые переступающий порог групповой комнаты, не старается расположить к себе детей. Первая же встреча с ними -своеобразный экзамен для педагога на умение общаться с детьми, на умение разговаривать с детьми в тональности, импонирующей детям и уместной в данной ситуации. И вот уже стайка ребят, образовавшаяся вокруг воспитателя, свидетельствует о том, что он «принят» детской аудиторией благодаря той притягательной силе, которая прокладывает путь к их сердцам.

Другой воспитатель не менее заинтересован установить с детьми душевные связи, несет им свои симпатии и знания, но контакты удаются далеко не сразу. Почему?

Однозначного ответа здесь быть не может. Однако ясно, что немаловажное значение имеет первоначальное впечатление, которое производит на них новый воспитатель. А это, как известно, зависит от его личностных качеств, его обаяния, умения возвести мосты к общению. Это о таких воспитателях ребятишки с восторгом говорят дома: «Красивая», «Она интересно рассказывает», «С ней весело».

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь в виду, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Особо выделяют культуру речи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегай к вульгарным выражениям. Стоит с этих позиций посмотреть на себя как бы со стороны — какое впечатление я произвожу в процессе общения? Как я веду себя в разных ситуациях, как разговариваю с разными собеседниками, например с теми, кому симпатизирую и к кому не испытываю этого чувства, но обязан общаться в процессе производственных отношений? Тогда, когда у меня хорошее настроение? А если оно плохое? Как я выгляжу, если общение идет в официально-деловой обстановке или на виду у людей в общественном месте? С родителями воспитанников, с детьми? Достаточно ли в моем голосе доброжелательности, а на лице — приветливости? Хороши и сдержанны ли движения и жесты?

В силу производственных отношений каждый сотрудник, хочет он того или нет, повседневно соприкасается со своими коллегами — сменным воспитателем, заведующей, няней, родителями воспитанников. Работники детского учреждения сообща обсуждают многие педагогические и производственные вопросы. Все это обязывает каждого вырабатывать в себе умение ясно и четко выразить мысль; не говорить лишнего (т. е. беречь свое и чужое время); быть чутким к слову (сначала подумать — потом сказать); помнить: тот, кто четко излагает, тот ясно мыслит. Речевое производственное общение должно быть содержательно, динамично, немногословно.

Общение в сфере производственных отношений требует оптимального речевого этикета. Например, не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного, помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением. Такова нравственно-психологическая основа, которую каждый из нас обязан сформировать в себе, для того чтобы речевое общение не зависело от субъективных причин.

Настроение одного из сотрудников детского сада. Допустимо ли, чтобы оно отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в свое настроение детей, или их родителей, или своих коллег Ответ однозначен: нет, нет и нет! Существует вполне устоявшееся мнение: педагог всегда должен быть еще и немного актером, А это значит уметь владеть собой, быть придирчиво требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.

Немаловажно и еще одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному речевому общению внутри коллектива,— проявлять терпимость друг к другу, стремиться понять и принять различия характеров, привычек и манер речевого поведения каждого из них. Иными словами, стараться уважать несходство своих коллег с собственным «я» и соблюдать речевой этикет.

Тональность речевого общения. Это один из значительных факторов, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в детском саду, взаимоотношения сотрудников, их работоспособность. Все это в конечном счете влияет и на качество воспитания детей.

Известно, что культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро», могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.

Отсюда ясно: даже приятная информация, но произнесенная, например, с интонацией высокомерия или пренебрежения, не доставит нам удовольствия. И наоборот, отказать можно человеку, но так сочувственно и проникновенно, что он не обидится.

Одна из коллег встретила сотрудницу фразой: «Поздравляю с заслуженным успехом! Мы теперь будем равняться на Вас». Казалось бы — поздравление, которое должно обрадовать, но. Как оно было произнесено, каким тоном! До сих пор звучит в ушах эта фраза.

Тональность речевого общения во многом зависит от социальных и личностных факторов — от общей культуры человека- его эмоциональной воспитанности, темперамента, лексического багажа и т. д. Воспитанный человек всегда чувствует, как вести разговор в зависимости от обстановки — официальной или неофициальной, от сложившейся ситуации, степени знакомства и даже личных качеств того, с кем он общается.

Культура словесных обращений. Как мы обращаемся друг к другу, к детям, к лицу, старшему по возрасту или занимаемой должности? От того, как сформулировано обращение и с какой интонацией оно произнесено, нетрудно судить об уровне речевой культуры человека

Для педагога, чья профессия связана с умением воздействовать словом, чрезвычайно важно знать такие «секреты» речевых обращений, которые помогают устанавливать коммуникативные связи и вести диалог с маленьким ребенком и со старшим дошкольником, со своим коллегой и няней, администратором и незнакомым человеком.

Так, например, воспитатель знает, что малыши легче откликаются на привычное, домашнее для них обращение — Натуся, Светочка, Игорек. А если в группе три Лены и два Вовы, то он не называет их по фамилии, а ласково, как их называют дома, — Леночка, Аленушка, Ленуся, Вовик, Вовочка. А какая гамма оттенков интонаций в диалогах с малышами — нежности, указания, вопроса, одобрения, осуждения, сочувствия!.,. Для маленького ребенка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как еще не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны еще и шутка, мягкая ирония, добродушное подтрунивание — все, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.

А вот обращение к руководителю детского учреждения обязывает воспитателя соблюдать уважительность, официальность, сдержанность, определенную дистанцию. А отсюда и соответствующие формулировки, и тон.

Речевая сдержанность. Одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Как недостает нам иногда этого умения! Вместо логически обоснованного диалога, случается, каждый собеседник «выдает» свой монолог: казалось бы, и тема разговора одна, но каждый торопится высказаться о своем. Почему? Потому, что им изменила речевая сдержанность.

Умение сделать в разговоре паузу, а то и промолчать. Как это необходимо, чтобы вникнуть в суть сказанного и, следовательно, продолжить диалог по существу; чтобы показать свое уважение и внимание к собеседнику; чтобы не спешить с выводами! Промолчать, чтобы не сказать «сгоряча» слово, которое может ранить, а то и спровоцировать начало конфликта.

Задумывались ли вы над тем, что многие недоразумения в коллективе возникают из-за недостаточной культуры речевого общения — неумения владеть эмоциями, отсутствия должного такта, речевой сдержанности?

Самый серьезный экзамен, способный выявить, обладаем ли мы культурой речевого общения,— конфликтная ситуация. (Увы, никто от нее не. застрахован) Но один умеет даже проигрывать с достоинством, а другой, будучи «победителем», выглядит не лучшим образом. И хотя трудно, но давайте попытаемся вспомнить, как мы ведем себя в этой сложной ситуации, как выглядим в глазах оппонента. Мы сдержанны? Находим убедительные слова в выяснении истины и не повышаем голос? Умеем вслушиваться в смысл сказанного оппонентом и не перебиваем его репликами? Осторожны в выражениях, стараемся не делать скоропалительных выводов? Или. Как жаль, что в этот момент мы не видим себя в зеркале. Но может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя бы сгладить ее, погасить? А уж потом, с «холодной головой», разобраться спокойно и по существу? Хорошо бы именно так. Если бы каждый из нас всегда умел мобилизовать чувство собственного достоинства и с его помощью постарался «не заметить» раздраженного тона своего оппонента, не вспыхнуть в ответ на резкое слово, не ответить на грубость и, главное, не поддаваться столь соблазнительному желанию переспорить, перекричать, в общем «скрестить шпагу» в словесном состязании!

Мы часто призываем друг друга к взаимному уважению. Как это понимать? Это значит уметь вести себя достойно и предъявлять высокие требования прежде всего к самому себе. Человек, уважающий себя, не допустит грубости, бестактности, пренебрежительного тона, так как понимает, что этим самым он в первую очередь унижает себя.

Современность призывает нас к критике и самокритике как к одной из движущих сил перестройки в улучшении качества воспитания детей. В этой связи возрастает роль слова, несущего в себе заряд критики. А это обязывает каждого и любого работника уметь высказывать свои критические замечания по-деловому объективно и принципиально, открыто вскрывая недостатки в работе своих коллег. Но означает ли, что можно поставить знак равенства между понятиями «критика» и «бестактность»?

Важен нравственно-этический характер общения в процессе высказывания острых мнений: в каких формулировках и в каком тоне они высказываются. Не менее важно учитывать профессиональные возможности и индивидуальные особенности характера того лица, о работе которого ведется разговор. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего — воодушевить работника, вызвать в нем стремление к перестройке собственной деятельности. Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме, так, чтобы коллега правильно и спокойно воспринимал их, без внутреннего сопротивления или несогласия с оценкой его работы. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.

Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность (которые обычно проявляются в речевом общении особенно ярко) мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений — к этому должен стремиться воспитатель. К этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения»

Попробуйте проанализировать, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние собеседника, (и, конечно, ребенка) и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ним. Обладаете ли способностью преодолевать в себе внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам? Считаете ли, что благодаря вашей культуре речевого общения способны вызывать чувство расположения у детей, взрослых?

Слова вежливости, обращённые к коллегам, доминирующая приветливая и доброжелательная тональность общения способствует эмоционально-нравственному климату в детском учреждении, сказывается на работоспособности каждого из нас и на детях, их настроении, поведении, речи.

Но при этом в первую очередь важно спросить себя: выработана ли во мне способность к оптимальному речевому общению, каковы предстоят пути дальнейшего совершенствования собственной коммуникативной культуры? Достаточно ли развиваю в себе общительность как профессионально-личностное качество?

Интересны в этой связи советы, высказанные в книге «Учителю о педагогическом общении»,

«будьте доброжелательными в отношении к другим членам педагогического коллектива;

подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;

стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;

стремитесь в опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредоточивайте свое внимание лишь на недостатках;

ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе».

Ведь личность педагога формирует человека будущего.

Публикации по теме:

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Консультация педагога-психолога «Формы общения» Начиная с середины прошлого столетия, ученые активно изучали причины возникновения потребности в общении и методы их удовлетворения, условия,.

Конспект занятия в ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в первой младшей группе «В деревне» Конспект занятия в ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в первой младшей группе «В деревне» Гайдарова Наргиз Эльдаровна Конспект.

Консультация для педагогов «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и я остановилась на понравившемся афоризме,.

Консультация для педагогов «Речевая культура педагога» Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение.

Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагога» Цель: повысить эмоциональную культуру педагогов; развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость.

Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения» Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.

Культура речевого общения. Стиль общения взрослых-пример для маленьких. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри семьи, сказывается.

Родительское собрание в младшей группе «Вежливость и культура общения» Ход собрания. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно.

Родительское собрание в средней группе «Вежливость и культура общения» Составитель: Юсупова Елена Николаевна, воспитатель. Екатеринбург 2018 Цель: Привлечение родителей к совместной работе по овладению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речевого общения педагога»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 18:38
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура речевого общения педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Ермолова (УИ 1275408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД