Сысоева Юлия Николаевна
Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих ориентиров и идеалов. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению детей. Одним из путей всесторонне развитой личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является эстетическое развитие, эстетическое восприятие окружающей действительности и мира искусства в целом.
Темочки:
На основании требований новых государственных образовательных стандартов дошкольного образования, эстетическое развитие ребенка необходимо осуществлять в ходе формирования его эстетического опыта и актуальных потребностей (чувств и эмоций, идеалов, вкусов и интересов) как основы воспитания эстетического отношения, познавательной активности к восприятию, преобразованию и освоению действительности.
Ребенок входит в мир духовной и практической деятельности человека, развивается его индивидуальная потребность в эстетическом развитии, совершенствуются умения оценивать произведения искусства, проявляется интерес к достижениям мировой и национальной культуры, дети овладевают различными способами эстетического восприятия. Именно дошкольный период, с точки зрения психолого-педагогической науки, является сензитивным этапом для формирования эстетического развития, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них имеется огромное желание познавать мир. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, окружающего мира, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры, который направит личностное развитие по сбалансированному пути.
Эстетическое развитие осуществляются под влиянием реальности (природы, общественной жизни, быта и труда) и искусства (музыки, театра, литературы, прикладного искусства). Проникая во многие аспекты жизни ребенка, оно тесно связано с умственным, нравственным и физическим развитием детей и воплощается в фундаментальные формы организации их деятельности: на занятиях, в игре, в повседневной жизни, на праздниках.
Современный образ жизни, трудовые, социальные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства обнаруживает и исследует окружающий мир, он стремится испытать красивые и яркие переживания, радость нового.
Мы, вслед за Т. С. Комаровой, С. А. Останиной, Н. П. Сакулиной понимаем, что эстетическое развитие – это и познавательный процесс и способность к оценке воспринятого в окружающем пространстве с помощью установления эмоционально-чувственного отношения к действительности.
Стоит отметить, что в настоящее время существует достаточное число программ по эстетическому развитию дошкольников (И. А. Лыкова «Цветные ладошки», Т. С. Комарова «Красота, радость, творчество», Т. А. Копцева «Природа и художник», Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова «Росинка» и др.) и методических пособий (А. С. Галанов, Т. Н. Доронова, В. А. Егупова, Т. Г. Казакова и др.). Однако, эти программы имеют разрозненных характер: одни направлены на музыкальное развитие, другие на художественное развитие и т. д., тогда как комплексных программ по эстетическому развитию крайне недостаточно.
Таким образом, было выявлено противоречие между несомненной значимостью роли проведения мероприятий по эстетическому развитию детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по эстетическому развитию, необходимостью повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса, а также повышения компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по эстетическому развитию детей.
Эстетическое развитие - это систематический и целенаправленный процесс формирования эстетического отношения человека к реальности, а также становления и улучшения эстетического сознания. Эта связь развивалась параллельно с появлением человеческого общества, воплощая физическую и духовную активность людей. Это связано с их восприятием и пониманием прекрасного в реальности, их удовольствием, эстетическим творчеством человека.
Основы эстетического развития закладываются при участии взрослых сразу после рождения ребенка и продолжают свое обучение на протяжении многих лет. Семья и детский сад играют очень важную роль в эстетическом воспитании. Поэтому родители и люди, которые заботятся о ребенке, должны постараться как можно скорее создать атмосферу и условия, способствующие развитию эстетических чувств, чувство прекрасного, художественный вкус, гуманизм, духовность и культуру.
При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то, что лежит в основе особенностей нравственной сферы ребенка, а именно, что эстетическая сфера - это форма жизни, определяемая конкретной ситуацией. Она захватывает чувства, интеллект и активность, а значит, мы имеем дело здесь с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Выявление результатов эстетического воспитания требуют много времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развито эстетическое сознание красоты и художественного вкуса. Поэтому изучение уровня формирования этих качеств необходимо проводить систематически, так как уровень их эстетического развития меняется с возрастом.
Для детей старшего дошкольного возраста основная форма с эстетическим идеалом - кино, анимационные фильмы и детская литература. Персонажи мультфильмов, книг или фильмов, будь то животные, люди, или фантастические вымышленные существа, наделены человеческими качествами несут зло и добро, жестокость и милосердие, обман и справедливость.
Красота природы, литературы, музыки, изобразительное искусство - величайшее духовное наследие русского народа, обладающего большой эстетикой. Именно эти педагоги должны служить руководством на современном этапе.
Условием и средствами эстетического воспитания является искусство: изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее знакомство детей с этим великим искусством способствует рождению подлинно эстетического восприятия действительности для души ребенка.
Экономические и политические изменения в развитии нашего государства поставили цель процесса перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка, как духовно богатой, эстетически воспитанной личности.
Эстетическое воспитание детей является одной из основ любой последующей образовательной работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода восприятие ребенка варьируется от простого к сложному. В связи с этим эстетическое воспитание является длительным и сложным процессом: дети получают первые впечатления, приобщаются к искусству, осваивают различные виды художественной деятельности, в том числе рисование, конструирование, лепка, аппликация и прикладное искусство. Помимо формирования эстетического отношения детей к реальности и искусству, художественно-эстетическое образование параллельно способствует их полному развитию, способствует формированию человеческой морали, расширяет свои знания о мире, обществе и природе. А поскольку эстетические чувства, как и моральные чувства, не являются врожденными, они требуют специальной подготовки и воспитания. В той мере, в какой художественно-эстетическая деятельность развивает пространство, логику, математику, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Важным средством эстетического воспитания детей - праздники. Основное в празднике - идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове - все это вместе способствует интеграции разных видов эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Таким образом, музыка, литературные произведения, картины, наблюдение за объектами природы и искусства, просмотр информативных слайдов и мультфильмов, создание игровых ситуаций и проблем, комментирование взрослого и вовлечение детей в информативный разговор с помощью художественного слова, используются на протяжении всего дошкольного образования.
Полное умственное и физическое развитие, нравственная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную и гармонично развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.