Анастасия Погиба
Элементы провокации как средство развития познавательного интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Элементы провокации как средство развития познавательного интереса у дошкольников.» Цель: Повышение профессиональных навыков педагогов.
Задачи:
-активизация стремления педагогов к профессиональному росту;
-создание взаимопомощи в вопросах привлечения к деятельности детей;
-внедрение инновационных технологий на основе элементов провокации,как метода приглашения к игре и совершению открытий.
Публикация «Элементы провокации как средство развития познавательного интереса у дошкольников» размещена в разделах
Ход собрания : дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики,поскольку стремительно развиваются психические,эмоциональные и познавательные интересы. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность развития дошкольника – они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности,организуя процесс его развития. Одним из таких способов воздействия может стать и провокация. Подчеркнем,что провокация рассматривается нами как «побуждение,приглашение,вызывание, стимулирование, мотивирование и связано с игрой». Такое понимание данного термина исключает негативный компонент провокации как вызова, напротив,здесь акцент ставится на стимуляции развития, мотивации к изменению. Обязательным условием является уважение к ребенку и его возможностям. Именно в данном контексте и используется элемент провокации в педагогике.
Провокация в виде приглашения в игру заключается в том, чтобы заранее подготовленные и подобранные материалы стимулировали в ребенке интерес, любопытство и желание сделать что либо. Провокация создает ребенку пространство для творчества и исследования. В зависимости от вида провокации могут быть затронуты все области образовательной деятельности
Практическая часть:
Соленое тесто для лепки. Как предложить ребенку тесто для лепки? Можно оставить на видном месте небольшой пласт или шар теста на подносе или на доске для лепки, необходимые атрибуты – инструменты должны быть хорошо видны. Наблюдайте, фотографируйте, и делайте заметки – что оказалось самым интересным, в каком направлении пошла игра. Не нужно торопиться и предлагать ребенку каждый день что то новое : если процесс пошел,можно взаимодействовать с тесто несколько дней подряд,все лучше его узнавая.
Разнообразим провокацию : стараемся продолжить исследование в сторону интересов ребенка и его любимых занятий. Добавьте какие -то актуальные материалы,например для конструирования кубики,проволока, деревянные палочки; для создания композиций и свободной игры (цветы, шнурок, мелочи, ракушки и т. д. ; для сюжетов фигурки животных, машинки ; природные материалы (семена, желуди, каштаны,камни).Допускается разместить примерный образец желаемого конечного продукта- картинку, композицию,аппликацию и т. д.
Здесь нет никаких указаний к действию и ребенок,возможно, и не обратит внимания на идею. Но если он это заметит,получится интересный «творческий диалог» с взрослым.
Исследование света. Вот несколько идей – отражающие материалы в корзинке (фольга,блестящие предметы разной формы, светоотражатели)- ловить лучи и пускать зайчиков. Зеркала разной формы, стеклянные кристаллы,фонарик.
Природные материалы. Можно предлагать вместе с лупой, бумагой и фломастером, совмещать с материалами для композиций, добавлять в коллажи, предлагать для конструирования в сочетании с пластилином.
Развитие речи. Отдельной сферой применения элементов провокации можно считать развитие речи посредством различных высказываний, заведомо не соответствующих действительности. Начать диалог можно с подобных фраз «А я слышал,что яблоки растут под землей и их нужно выкапывать карандашами», «Зимой обязательно нужно загорать под солнышком на море и кушать мороженое», «Треугольник это такой оранжевый круг», «Собака – это рыба и живет в море» и т. д. Количество и содержание фраз ограничивается лишь фантазией говорящего. В процессе рассуждений стараться добиться желаемого ответа,выслушать вывод,сделанный самим ребенком.
Применение элементов провокации можно успешно сочетать с ТРИЗ технологиями, позволяя в игровой форме ребенку самому найти правильное решение или прийти к какому -то выводу. Задачей педагога является мягкое направление в нужное русло рассуждений, не навязывая свое мнение.