Лариса Гришко
Экспериментально-исследовательская деятельность как основа логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Экспериментально-исследовательская деятельность
как основа логического мышления дошкольников"
С самого раннего детства ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому задача педагога –активно помогать ему в этом.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как основа логического мышления дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Логическое мышление
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Эксперимент - это планомерное проведение наблюдения.
В переводе с греческого «Эксперимент» - это «проба, опыт».
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
В процессе исследования задействованы все органы чувств. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Для развития детей важны простые, доступные предметы и вещества: песок, железо, вода, воздух, стекло и др. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Особенностью экспериментирования является самостоятельная деятельность ребенка. В начале занятия объясняем ребятам, что именно мы собираемся исследовать. Предлагаем предположить результаты исследования (но не оценивать высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения. Ни в коем случае не формулировать за них выводы, делать это с ними вместе. Дети на каждом занятии превращаются в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у кого ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Основная цель проведения экспериментирования :
Формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой и бережного отношения к природе.
При этом ставятся задачи:
1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Эффективность решения задач экспериментально-исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Решение этих задач способствует формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире, умений и навыков. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.