Подпоркина Анна Александровна
Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
«Экспериментальная деятельность в ДОУ»
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности.
Публикация «Описание опыта работы „Экспериментальная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Актуальность
Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.
Концепция модернизации российского образования предъявляет требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Работая над темой, поставила для себя цель: организация опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
4. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
5. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химия, физика, математика, геология)
В работе с воспитанниками поставила цель: развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Формировать диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе строила по следующим принципам:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения:
- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
2. Сформировано диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
4. Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
1. Работа с детьми.
2. Взаимодействие с педагогами.
3. Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:
- соблюдение правил техники безопасности;
- культуру поведения;
- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.
Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям:
• живая природа;
• неживая природа;
• человек;
Живая природа: в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.
С детьми проводила опыты : «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении», «Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др. С детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др.
Направление «Человек» раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений. С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники», «Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности :
1. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
2. На занятиях, например, по рисованию, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т. д.)
3. Во время приема пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности – наблюдение, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений, чтение художественной литературы, музыкальное и физическое воспитание.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление лепбука «Капелька воды»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Взаимодействие с педагогами
Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:
- консультации по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- организация интеграции специалистов;
- разработка единого тематического планирования;
проведение интегрированных занятий;
- трансляция опыта.
Взаимодействие с семьей.
Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Проведение экспериментов летом»;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
- открытые занятия;
- дни открытых дверей;
- создание совместных проектов: «Почему растет растение».
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».