Наталья Бедай
Экономическое воспитание дошкольников
▼ Скачать
Экономическое воспитание - в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на жизненном уровне. Именно в семье они впервые познают цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка или бедности.
Публикация «Экономическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются определенные жизненные ситуации: присмотреть за младшей сестрой, вымыть посуду, сходить в магазин со взрослыми, принять участие в наведении порядка в доме.
Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи.
Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику понять современную действительность, стать социально полноценной личностью, понимать и оценивать те явления окружающей жизни, с которыми он невольно сталкивается.
Цель экономического воспитания :
-Формирование у детей доступных экономических понятий,
-Воспитание сознательного пользователя всем, что предоставляется детям
для их счастливого детства.
Задачи:
• Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
• Побуждать здоровый интерес к деньгам;
• Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
• Учить решать простейшие экономические задачи;
• Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение делать умозаключения, пополнять словарный запас.
Ключевые темы для работы с детьми по экономическому воспитанию :
• Моя страна, моя семья;
• Доходы семьи;
• Расходы семьи;
• Текущий и перспективный
бюджет;
• Семейные сбережения и их использования.
В работе с детьми можно выделить три основных направления:
• 1. Формирование представлений о труде взрослых.
• 2. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами.
• Формирование у детей, старшего дошкольного возраста экономического мышления.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:
• труд и его продукт;
• деньги;
• реклама;
• экономика в быту.
Формы организации экономического воспитания :
Основная форма обучения — игра.
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, включающие экономические, экологические, математические задачи.
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
Результат:
• Осознанное отношение к труду.
• Правильный выбор ситуации, связанной с экономической деятельностью.
• Элементарные представления детей об экономических понятиях и категориях, осознание их содержания, умение ими пользоваться.
При организации работы по экономическому воспитанию дошкольников в ДОУ можно использовать пособие Шатовой А. Д. «Экономическое воспитание дошкольников». В данном пособии впервые сделана попытка показать возможности приобщения дошкольников к экономике. Учитывая активный интерес к некоторым ярким, заметным явлениям экономической жизни, складывающиеся о них представления, суждения, оценки, автор показывает возможности использования их воспитания, становления ценностно-оправданного отношения к предметному миру, как результату труда людей. Данное пособие можно использовать как парциальную программу по экономическому воспитанию в части формируемой участниками образовательных отношений.