Пискарева Людмила Николаевна
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому в своей работе мы старались способствовать развитию у детей познавательной активности, т. е. (стремление узнать причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и умениями). И способствуем развитию общих познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает детское экспериментирование. Разработкой теоритических основ детского экспериментирования в дошкольном учреждении занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора Н. Н. Поддьякова. Теория вопроса, разработанная Н. Н. Поддьяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования А. И. Ивановой, И. А. Пазухиной, И. Э. Куликовой. Ознакомившись с разработками этих ведущих авторов, нами был разработан комплекс экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, который проводился на протяжении 3 месяцев с периодичностью 1-2 занятия в неделю.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Реализация комплекса экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста включала в себя комплекс методов (рассказ, объяснения, наводящие вопросы, эксперимент, оценка детей, беседа, игры, совместная практическая деятельность ребенка и педагога, самостоятельная опытная (экспериментальная) деятельность). В качестве объектов экспериментирования для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы выбрали природу (объекты неживой природы). Реализация комплекса экспериментов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста включала : воспитание внимательности, ответственности, бережное отношение к воде, как дома, так и в окружающей среде. Разработанные эксперименты, проводимые с детьми, были направлены на то, чтобы дать детям новые знания и закрепить уже имеющиеся, а также оживить познавательный интерес детей в процессе опытов и экспериментов. Нами были разработаны три занятия теоретической направленности, развивающих познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста и три блока экспериментальных занятий, взаимосвязанных и дополняющих друг друга.
Сначала проводилось теоретическое занятие по определенной теме для создания положительного отношения к экспериментальной деятельности, затем осуществлялось закрепление полученных знаний путем проведения экспериментов. Создали специальную развивающею среду для экспериментальной деятельности, и назвали её «Детской лабораторией».
Проводили в «Детской лаборатории» следующие опыты (По 2 опыта в неделю)
1 этапе – Воспитать интерес к экспериментальной деятельности.
Цель: развивать познавательную активность детей, инициативность, мотивацию; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; расширить представления детей о свойствах воды, развить наблюдательность у детей, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов
Опыт 1: «Настроение воды»
Даем посмотреть на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная).Как вы думаете на какое настроение похожа вода в стаканчике? Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь в стаканчик бросим блёстки и размешаем трубочкой. Посмотрите какая красота. На какое настроение похожа сейчас вода в стаканчике? (радость).
Опыт 2: «Форма воды?»
Переливаем воду в стакан разной формы. Вода принимает форму стакана. Выливаем воду на блюдце, она растекается. (У воды нет формы).
2 этапе – Вызвать желание к экспериментальной деятельности.
Цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт №1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа. Ход эксперимента : Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Опыт 2. «Ветер»
Предлагаем детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (в банку насыпаем тонким слоем песок). Затем вместе с детьми создаем ураган – дуем в трубочку на песок и выясняем, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие и не прилипают друг к другу, то они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).
3. этапе-формировать навыки экспериментальной деятельности в самостоятельной деятельности. Цель: закрепить знания детей о свойствах воздуха; развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире; воспитывать экологическую культуру; воспитывать аккуратность при работе.
Опыт 1. «Поиск воздуха»
Предлагаем детям, используя предметы находящиеся вокруг нас доказать что есть воздух. Дети берут трубочки, воздушные шары и другие предметы, проводят опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий ( например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).
Опыт 2. «Подводная лодка»
Предлагаем детям выяснить сможет ли пластиковый стакан подняться сам со дна, если его опустить в воду. Дети выполняют следующие действия: погружают стакан в воду, затем переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и всплывает. Беседуем с детьми о данных свойствах воздуха, приводим еще примеры.
Таким образом, в ходе реализации комплекса экспериментов в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста мы сделали выводы о том, что целенаправленное использование экспериментов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет ребенку смоделировать в своем сознании картинки мира, основанные на собственном наблюдении, установлениях взаимосвязях, закономерностях. Итак, данный комплекс экпериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста дает действенные результаты. А главным является педагогические качества воспитателя, умение заинтересовать, пробудить у детей желание знать, беречь и охранять природу родного края.
Литература
1. Баталина, Т. С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 15.
2. Заварухина, Т. А. Организация экологического воспитания в ДОУ / Т. А. Заварухина // Непрерывное экологическое образование : проблемы, опыт, перспективы. 2015. № 4. С. 35-36.
3. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание. 2012. № 6. С. 13–16.
4. Фокина, В. Г. Экологичекое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 5-7.
5. Ягодин, Г. А. Воздух– невидимка: пособие по экологическому образованию дошкольников / Г. А. Ягодин. – М. : Линка–Пресс, 1998. – 126 с.
6. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе: учебник / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2012. – 186 с.
7. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников / И. В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 319 с.