инна поволоцкая
Конcультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников с использованием фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков, красок неба, воды, листьев…
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни.
Публикация «Конcультация для родителей „Экологическое воспитание дошкольников с использованием фольклора“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.
Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор (загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички). Они помогают быстро добиться успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.
Свойства явлений природы, сезонные изменения погоды, можно предложить детям выразить с помощью заклички.
«Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко
Твои детки плачут
По камушкам скачут».
Закличку можно использовать в инсценировке «Встреча зимы».
«А вы, люди знайте, сани снаряжайте
Зиму встречайте, мороз величайте!
С глубокими снегами, с долгими вечерами!»
Ребенок усваивает отношение к родной природе не только через слово, но главным образом
Через поступки взрослых. Они «открывают» духовные чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.
Ребенок видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке,
не будет звенеть, не будет кивать своей головкой: «Здравствуй Сашенька!». И нам будет грустно».
Так мама формирует у ребенка доброе, ласковое, нежное чувство- чувство любви к живому.
Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:
У красы березки
Платье серебристое,
У красы- березки
Зелены косицы.
Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку:
Со двора к березки
Выбежали козы
Стали гнуть березку,
А березка - в слезы!
Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.
Защищать березку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.
Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.
Разговаривая с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и ответным чувствам к доброму поступку ребенка.
Вводя в наблюдения ребенка, элементы поэзии детского фольклора, необходимо рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
Природа-это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать, через пословицы, поговорки, ребенка можно познакомить с явлениями природы, научить не только замечать изменения в природе, но и радоваться им. Например:
Апрель-с водою, а май с травою.
Береги нос в сильный мороз.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Главное научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.
Одним из малых форм устного народного творчества является загадка. Использование загадок, дает наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, а достать не могут.
(Месяц).
Вырос мягкий стебелек
Он и ростом не высок
Достает до ног едва
Называется (трава).
Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, М. Пришвина и других авторов.
Книги о природе и животных имеют позитивную составляющую. Они добрые и интересные, что является благоприятной почвой для воспитания и развития ребенка.
1. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью- сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой- рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка. Передавайте ребенку свою способность чувствовать природу используя, малые фольклорные формы.