Анна Титова
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Современная неблагополучная экологическая ситуация обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Деятельность человека приводит к нарушению баланса природных сил, способности природы к естественному воспроизводству, что не только отражается на здоровье человека, но и ставит угрозу существование человечества в целом.
Объектом внимания многих ученых, психологов и педагогов, является проблема отношения человека к природе в свете экологического воспитания и образования. Они указывают на необходимость экологизации общественного сознания, которая способствовала бы формированию экологически обоснованного поведения разумных потребностей, экологической ответственности, т. е. формирование экологической культуры.
Публикация «Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения» размещена в разделах
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольного детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Таким образом, рассуждение об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.
Экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения.
Проблема экологического воспитания человека обусловлена целым рядом объективных причин, порождённых, в свою очередь, изучением взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере человеческого отношения к природе, о том, каким оно должно быть и чем оборачивается и для человека, и для природы, является вопросом о настоящем и будущем человечества. Острота этого вопроса приобретает всё более угрожающий характер масштабы, нарастая от сложной экологической ситуации до экологической катастрофы.
Результатом экологического воспитания должна являться экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у человека (и ребёнка в том числе) экологических знаний и умений, которыми он будет руководствоваться в реальной практике поведения, реализуя требование бережного отношения к ней. Сопоставление выделенных содержательных характеристик даёт основания для определения общих задач экологического воспитания дошкольников :
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста элементы экологического сознания;
- способствовать формированию практических навыков и умений разнообразной деятельности в природе, имеющей природоохранительный характер;
- воспитывать гуманное отношение детей к природе;
- воспитывать экологическую культуру поведения и деятельности у дошкольников.
Решение проблемы формирования элементов экологического сознания детей дошкольного возраста опирается на известное методологическое положение, выделенное К. Марксом. Он утверждал, что способ, каким существует сознание, есть знания. Такие знания имеют ряд особенностей, определённых в исследованиях Э. В. Гирусова, А. В. Кацура, А. Н. Кочергина и др. Природа в них представлена как система иерархически взаимосвязанных компонентов. При этом каждый компонент отражён в их многообразии. Подчёркивается также нормативный и прогностический характер знания. Эти требования должны быть реализованы при разработке единой программы природоведческих знаний, представляющих собой систему знаний о природе для дошкольников. В нее в качестве подсистем, могут быть включены:
- система знаний о живом организме как носите жизни, его существенных признаках (целостности, системе потребностей и приспособлений к среде и др.);
- система элементарных знаний о человеке как о живом существе, живущем в условиях природной среды;
- система знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающая ребёнку многообразие ценностей природы – не только материальных, но и познавательных, эстетических;
- система элементарных знаний о взаимодействии людей и природы, включающая как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.
Освоение систем экологических знаний тесно связано с формированием у детей целой системы познавательных умений. Среди них:
- умение видеть живой объект в разнообразии его признаков (свойств, качеств и др.);
- умение оценивать состояние природных объектов (живых организмов и среды);
- умение устанавливать связи причинно-следственного характера, структурно-функциональные связи, определяющие целостность различных природных объектов, специфику их взаимодействия;
- умение видеть объект с разных точек зрения, включать его в различные системы;
- умения прогностического характера, дозволяющие предвидеть результаты воздействия на живой объект и среду.
Важнейшим блоком содержания экологического воспитания в детском саду, вероятно, должна стать практическая деятельность детей в природе, имеющая природоохранительную направленность: игровая, трудовая, учебная, познавательная.
В этот блок необходимо включить систему практических умений разнообразного содержания : умение создавать условия для жизнедеятельности живого существа; умение выращивать растения, некоторых животных, ухаживая за ними; умение оказать конкретную помощь живому существу (на доступном содержании и уровне, а также умение поправить последствия негативных воздействий на живой объект или среду; умение правильно вести себя в природе, осознанно решать возникающие проблемные ситуации и правильно выбирать норму поведения по отношению к живым объектам и среде.
Важное место в формировании гуманного отношения ребенка- дошкольника к природе должна занимать организация эмоционально-чувственного положительного опыта общения детей с природой – познавательного, эстетического, практического, творческого. Следует предусмотреть организацию нравственно-положительных этических переживаний ребё нка: заботы, сострадания, активной позиции, удовольствия от действенной защиты живого существа и т. д. важно организовать и опыт оценочной деятельности детьми поступков других людей - сверстников, а может быть, и некоторых взрослых.
Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.