Альфия Бадриева
Экологическое образование через метод проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры, как сложного личностного образования, осуществляется постепенно. В деятельности, которая имеет практическую направленность, обеспечивающей возможность получения, синтеза, комбинирования и активного применения информации, является метод проектов, так как данный метод позволяет целостно и системно учитывать разнообразные аспекты экологического образования дошкольников не только на уровне организационных условий, но и на уровне осуществления творческой деятельности.
Публикация «Экологическое образование через метод проектов» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
На современном этапе развития ДОО одно из средств, которое усиливает развивающий эффект образовательной программы, а также оказывает положительное влияние на формирование личности дошкольника, является метод проектов, который можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу воспитательного процесса, что отражено в результатах современных исследований.
Согласно мнению Н. В. Матяш, метод проектов – это совокупность определенных действий, предварительной работы, замысла, с целью создания реального предмета, объекта либо теоретического и творческого продукта. Результат проектного метода – это творческая деятельность.
Важно внедрять новые технологии с целью достижения результата образования, где метод проектов является системообразующим подходом, усиливающий эффекты программы образования, оказывая положительное воздействие на личностное развитие ребенка.
Проектная деятельность, по мнению Н. В. Матяш является формой познавательной и учебной активности дошкольников, направленная на достижение поставленных целей по созданию процесса творчества, обеспечения единства разных стороны воспитания, преемственности школы и ДОО. Проектная деятельность как совместная познавательная и творческая по мнению П. А. Маслова, направлена на овладение дошкольниками приемами достижения задач самостоятельно, а с точки зрения М. В. Чановой технологией проблемного обучения можно назвать метод проектов, что оказывает влияние на развитие творческой, активной и самостоятельности личности, которая старается создать собственный продукт.
Проектный метод основывается на понимании дошкольников важности в личностном развитии, учитывает возможности, творчество, эмоции, самостоятельность.
Метод проектов вызывает у дошкольников интерес к познанию, способствуя личностному росту и формирует познавательную активность, так как выполнение проекта создает ситуации решения нескольких задач и от ребенка требуется навык координирования собственных усилий и усилий других людей. Для того чтобы ребенку добиться успеха, важно активно искать информацию, добывать новые знания.
Как отмечает Н. В. Иванова, метод проектов способствует широкому развитию у детей исследовательских качеств, а также вносит разнообразие в саморазвитие и развитие ребенка, поэтому суть проектной деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение и жизнь ребенка, формируя познавательную активность и интерес, развивает самостоятельность, творчество и навыки коллективного сотрудничества, поэтому может применяться в экологическом образовании.
Как полагает Н. Е. Веракса, проектная деятельность имеет уникальный колорит и в конечном итоге станет одним из немногих социально значимых видов занятий для дошкольников.
Проект может иметь самые разные тематики, в процессе его реализации параллельно решаются творческие, образовательные и психологические задачи.
Работа над проектом в рамках экологического образования очень важна для развития когнитивных способностей детей. Это неудивительно, ведь общее видение окружающего мира формируется путем объединения знаний из различных дисциплин.
Поскольку проектный метод представляет собой систему, которая постепенно усложняет практические вопросы, дети могут постоянно реконструировать свой опыт, углублять свои знания об окружающей среде, совершенствовать свои практические навыки и способности.
Педагог заранее тщательно продумывает и предварительно планирует проектную деятельность. Педагог при планировании проекта определяет тему и подбирает материалы, а также подсказывает пути реализации проекта для детей : у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. Чем старше дети, тем большую самостоятельность им предоставляют на этапе планирования. При этом дети сами могут предложить проблемы проектов, например: исследование на тему «Почему тают ледники?», «Микропластик, что за беда?», «Проблема глобального потепления», либо это могут быть фотопроекты «Загрязнение моего города», организация акций «Раздельный сбор мусора», либо создание специальных корзин для сортировки отходов, также это могут быть природные проекты : «Создание кормушек», «Животные моего края», «Природные особенности моего города» и так далее.
Использование проектного метода в экологическом воспитании детей старшего возраста заключается в подготовке определенных образовательных условий.
1. Первым условием является повышение познавательного интереса детей к природным объектам и явлениям. Проектный метод позволяет повысить познавательный интерес к различным областям, представляющим экосистему.
2. Следующее условие заключается в том, чтобы дети начали активно реализовывать экологические проекты. Проекты, которые делают дети, должны вызывать у них энтузиазм и идти от сердца. Тогда необходимость концепции экологии будет понята и лучше усвоена.
3. Третье условие - использование интеграции в сфере образования на основе единого экологического проекта.
Наблюдение, экспериментирование и практическая деятельность способствуют накоплению конкретных, образных представлений о реальности, реальных знаний, которые, в свою очередь, становятся материалом для дальнейшего понимания, обобщения и систематизации. В результате дети начинают понимать, что предметы и явления взаимосвязаны и составляют единое целое, что окружающий мир не статичен, а постоянно меняется. Тема выбранного экологического проекта будет «спроецирована» на все образовательные направления ФГОС и на все структурные подразделения образовательного процесса через деятельность разных типов детей. Таким образом, образовательный процесс становится не фрагментарным, а целостным.
Библиографический список
1. Бахтина, Е. В. Межкультурный диалог в библиотеке / Е. В. Бахтина, Ю. Ф. Андреева, В. В. Орлов // Библиопанорама. – 2017. – № 1. – С. 32–34.
2. Брянцева, М. В. Альтернативные формы противодействия антисоциальным проявлениям молодежных субкультур / М. В. Брянцева // Самоидентификация молодежи в социальном пространстве. – Москва, 2009. – С. 68–78.
3. Головачев, В. С. Возможности межрегионального проектного взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников / В. С. Головачев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 5. – С. 143–150