Елена Претцер
Экологический проект «Комнатные растения» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Пчёлки»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации проекта: с 11 марта по 15 марта
Актуальность проекта
Экологическое образование дошкольников - это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознакомлении детей с природой открывается возможность для эстетического, практического, нравственного воспитания. Важным моментом в развитии экологических представлений дошкольников является работа в уголке природы с комнатными растениями. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Публикация «Экологический проект „Комнатные растения“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Во время педагогического наблюдения были выявлены у дошкольников существенные трудности при уходе за комнатными растениями. А во время беседы выяснилось, что у детей не сформированы представления о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
В рамках тематического планирования был разработан проект «Комнатные растения».
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности детей «Комнатные растения»
Задачи проекта:
Обучающие:
- Получение новых знаний о мире комнатных растений в процессе активной творчески - исследовательской деятельность детей с опорой на личный опыт.
- Формирование наглядного мышления, умения видеть, что растения дышат, растут, выделяют кислород.
Развивающие:
• Развивать умственные операции сравнения и обобщения.
• Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.
• Развивать способность к прогнозированию будущих результатов.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональные отношения к растениям, общение с ними, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.
Ожидаемые результаты
• У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
• Приобретение практических навыков.
• Расширение и обогащение экологической развивающей среды группы.
• Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.
Практическая значимость проекта
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• оформление дневников наблюдений за ростом растений;
• составление паспорта комнатных растений в группе;
• посадка комнатного цветка; огорода на подоконнике.
Методы и приемы реализации проекта
Все методы и приемы по реализации проекта тесно взаимосвязаны между собой:
• Рассказ воспитателя.
• Беседы, рассматривание иллюстраций.
• Работа с презентациями.
• Рассуждения детей на заданную тему.
• Продуктивная деятельность.
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Игровая деятельность.
• Взаимодействие с родителями.
• Чтение художественной литературы.
• Наблюдения и экскурсии «Экологическая тропа по саду».
• Оформление выставки для родителей.
Осуществляя проект участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.
Материально-техническое обеспечение проекта
• Художественная литература, энциклопедии.
• Методическая литература.
• Презентации о видах комнатных растений, зачем человеку комнатные растения, паспорт комнатных растений.
• Дидактические игры.
• Материалы для проведения опытно-экспериментальной деятельности.
• Иллюстрированный материал.
• «Уголок природы» в группе.
• Проектор и ноутбук.
• Интернет-ресурсы.
• Атрибуты для сюжетных игр.
• НОД детей и педагога.
• Материалы и пособия для продуктивной деятельности.
Ход реализации проекта
Подготовительный этап
1. Планирование и прогнозирование работы.
2. Разработка планов по изучению комнатных растений.
3. В рамках проекта и его реализации организация взаимосвязи родителей, воспитателей, детей.
4. Составление перспективного плана на период экспериментальной работы.
5. Создание развивающей среды.
Основной этап
1. Углубленная опытно-экспериментальная деятельность с детьми по детальному изучению жизни комнатных растений:
- влияние почвы на рост растений;
- есть ли у растений органы дыхания;
- что выделяют растения;
- куда девается влага из растений;
- польза и вред комнатных растений.
2. Использование разнообразных видов деятельности детей (игры, рассказы, трудовая деятельность, художественное слово, сочинение сказок).
Содержание работы основного этапа:
Образовательная область: «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Чудный день»; гимнастика после сна: физминутка «Цветочек»
Пальчиковые игры «Комнатные растения»
Дыхательная гимнастика «Приятный аромат»
Беседа «Лекарственные растения на подоконнике», «Польза комнатных растений для человека».
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»:
Ситуация общения: «Как люди выращивают комнатные растения»
ИОС «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?»
«Хорошо – плохо» (комнатные цветы)
Настольно печатная игра: «Собери цветок»; «Посади цветочек в горшок»,
«Угадай растение по описанию», «Собери пазлы»
С/р игра «Магазин цветов», «Цветовод»
НОД: «Мир комнатных растений»
Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение», «Дежурство в уголке природы»
Рассматривание «Паспорт комнатных растений»
Центр безопасности. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций)
Образовательная область: «Речевое развитие»:
Составление рассказов – описаний о комнатных цветах
Рассматривание картины «Уголок живой природы в детском саду»
Придумывание сказки о комнатном цветке
Рассказывание р. н. с. «Хаврошечка» с использованием наглядного моделирования.
Образовательная область: «Познавательное развитие»:
НОД: «Растения в нашем уголке природы»; «Уход за комнатными растениями»
ОЭД: посадка комнатных растений (отростков, посадка огорода на подоконнике.
Исследовательская деятельность:
Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка; амаралис и циссус.
Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света; чем может быть полезен лимон?
Конструктивно-исследовательская деятельность:
Моделирование из бумаги «Бутон розы»
Экскурсия «Экологическая тропа в детском саду»
Экскурсия в «Зимний сад» ДОУ
Беседа: «Что растет на окошке?»; «Кто такие зеленые друзья? Почему они так называются?», «Могут ли растения болеть и почему?»
Образовательная область: «Художественно–эстетическое развитие»
НОД: Рисование «Комнатное растение» (с натуры- спатифиллум).
Работа в уголке ХТД: декоративное рисование «Закладка «Городецкий цветок»,
лепка «»Цветок в горшке».
Работа в уголке книги. Рассматривание книг, альбомов «Комнатные растения»;
Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме «Комнатные цветы»
Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»;
Музыкальный этюд «Цветочек»
ЧХЛ : В. Катаев «Цветик – семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин»,Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». Стихотворение Е. Благининой «Бальзамин», Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. ,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
Работа с родителями.
Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;
Оснащение уголка природы комнатными растениями;
Заключительный этап
- Анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности;
- Слайдовая презентация о комнатных растениях;
- Оформление выставки рисунков, поделок по теме «Комнатные цветы»;
- Обмен впечатлениями по работе над проектом.
Список используемой литературы
1. О. Соломенникова «Ознакомление с природой в старшей группе»
2. Рабочая программа под ред. Н. Е. Вераксы (старшая группа)
3. Атлас комнатных растений