Оксана Лиходеева
Экологические беседы как фактор экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде -земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства -главные задачи экологического воспитания.
Публикация «Экологические беседы как фактор экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Развитие экологического образование актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья дошкольного образования.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение. Основными «помощниками» в достижении поставленных целей для дошкольных педагогов являются методические разработки, пособия и циклы бесед по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Данную методическую разработку я разработала на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учётом экологического направления работы. Рекомендации построены в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.
Методическая разработка «Экологические беседы фактор повышения экологического образования детей старшего дошкольного возраста» учитывает психологические особенности детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к детям, выбрать свой темп усвоения программного материала.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний о живой и неживой природе, чувства любви к природе на основе разнообразия форм работы, систематизация и апробация цикла бесед, направленных на решение задач экологического воспитания.
Актуальность обоснована необходимостью развития у дошкольников экологической компетентности, воспитания бережного отношения к окружающей жизни.
Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.
Я, Лиходеева Оксана Владимировна, воспитатель средней группы детей дошкольного возраста, работаю в детском саду № 6, предлагаю
разработанную мною методическую разработку на тему «Экологические беседы как фактор повышения экологического образования детей старшего дошкольного возраста». В данной разработке я предлагаю педагогам использовать беседу, как опору на имеющиеся знания и опыт детей, т. к. она побуждает к активной работе мысли, возбуждает интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и помогает выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.
Тематику бесед я предлагаю выбирать, используя конкретные задачи воспитательной работы с детьми, учитывая их возрастные особенности, запасы знаний, приобретённых в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Данная методическая разработка включает в себя теоретическую часть, где излагается классификация бесед, методика проведения бесед с детьми старшего дошкольного возраста и цикл бесед экологической направленности, консультации для педагогов и родителей, а также предлагается картотека дидактических игр.
В образовательной деятельности собственно беседа редко используется как самостоятельный метод, но он является обязательным компонентом любого воспитательно -образовательного момента в ДОУ. В разработке я предлагаю вводные беседы, которые организуют детей на выполнения того или иного вида деятельности, сопутствующие беседы - во время процесса или деятельности, заключительные беседы или уточняющие. Кроме того, беседы разделяю на познавательные и этические.
Данную разработку я считаю можно использовать не только в рамках тематических занятий по экологическому воспитанию, месячника или недели экологии, но и во время прогулок, когда мы наблюдаем за природой, во время организационных моментов и по необходимости.
Я считаю, что данная методическая разработка представляет собой практический интерес, ее можно рекомендовать для использования на практике педагогам, специалистам ДОО и родителям, а предлагаемый мной практический материал позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Классификации бесед.
Исходя из поставленных дидактических задач беседы делятся на три вида :
- Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности.
- Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей.
- Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Обозначенные виды бесед отличаются по своей установке и методу.
Классифицируя по содержанию условно выделяют познавательные и этические беседы.
Водная беседа направлена на получение новых знаний. Цель вводной беседы - выявить опыт ребенка по теме, создать интерес к предстоящей деятельности и подготовить к получению новых знаний. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым.
Беседа сопутствующая, сопровождает приобретение нового опыта, предполагает переход от разговора к беседе. Цель таких бесед - поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления о слове Содержание беседы определяется процессом наблюдения.
Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Предметом этической беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и так далее. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей по определенным признакам, на основе выделения особенностей, существующих между объектами и явлениями природы. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.
Методика проведения беседы.
Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. Каждая беседа состоит из структурных элементов: начало беседы, основная и заключительная части.
Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме.
В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь.
В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомое стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.
Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей. Правильно построить и провести беседу педагогу поможет знание особенностей диалогической речи детей.
Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам.
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально - отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе. Данная методическая разработка показывает, что важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.