Марина Ивановна Жидкова
Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа в детском саду.
Город Семёнов расположен в окружении лесов, но многие жители не умеют и не хотят проводить своё свободное время, любуясь красотами природы родного края. Современные родители часто предпочитают проводить свои выходные в торговых и развлекательных центрах или кафе, а не в парке и сквере и тем более в лесу или на реке.
Публикация «Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у детей поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
Поэтому необходимо повысить компетентность родителей в вопросах экологического просвещения и предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за животными и растениями.
В нашем детском саду МДОУ №10 «Россияночка» имеются все условия и уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны и понаблюдать за ними в разное время года. Поэтому мы решили на территории детского сада создать экологическую тропу, чтобы дети окунулись в мир природы и почувствовали её красоту и значимость и разработали проект: «Экологическая тропа в детском саду»
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально
оборудованный маршрут в природу.
Целью нашей работы на экологической тропе –это приобщение детей к природе родного края, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умение воспринимать и любить окружающим мир; расширять компетенции дошкольников о сезонных явлениях в природе, о последовательности изменений в живой и неживой природе и их взаимосвязях.
Работа на экологической тропе позволила решать следующие задачи:
1. Формировать основу и начальный опыт природосообразного поведения
дошкольника
2. Развивать умения и навыки наблюдений за природными объектами и
явлениями
3. Формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к окружающему миру
4. Развивать способности анализировать сезонные изменения в жизни
окружающей природы
5. Развивать различные виды детской деятельности (игровую, трудовую,
познавательную, речевую, художественно-продуктивную)
Создавали экологическую тропу постепенно, по этапно
- Сначала на протяжении всего проекта вёлся подбор литературы, картинок
иллюстраций, видеоматериалов по данной теме.
- Затем детально обследовали территорию детского сада и выделили наиболее интересные объекты.
- Составили карту-схему экологической тропы с нанесением маршрута и
всех её объектов с учётом возраста детей. Туда вошли - различные виды пород деревьев (туя, берёза, ель, клён, рябина, черёмуха, каштан); аллея из берёз; уголок леса; кустарники (сирень, жасмин); различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпийская горка; небольшой искусственный пруд; уголок луга; уголок поля; уголок леса, муравейник; огород; кормушка для птиц, метеостанция, гнездо аиста и другие.
- Выбрали вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа
(Лесовичка).
- Составили паспорт всех точек тропинки;
- Изготовили выносные знаки, обозначающие каждую точку;
- Составили рекомендации по работе с детьми по каждой точке.
-Оформили макет: «Экологическая тропа в детском саду».
Осуществляли работу в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проводили беседы, экскурсии и наблюдения в разное время года за
объектами и обитателями экологической тропы.
Проводили игры, в которых дети рассматривали растения, сравнивали их
между собой; узнавали, какие растения растут на экологической тропе.
Проводили игры, где дети изображали повадки животных, узнавали о их
приспособленности к месту обитания.
Составляли план экологической тропы.
Изготовили макет: «Экскурсия по экологической тропе».
Изготовили лэп-бук: «Объекты экологической тропы».
Дети узнали о экологической тропе; о названиях точек и табличек,
обозначающих каждый объект, и о правилах поведения.
Познакомились с произведениями поэтов и писателей, о природе, растениях
и животных.
Проговаривали и заучивали наизусть стихотворения про животных,
растений; знакомились с пословицами, поговорками, загадками
Читали сказки, рассказы о растениях, животных; смотрели видео
фильмы и участвовали в драматизации сказок.
Просматривали иллюстрации, фотоматериалы, презентации, видеофильмы
по теме: «Экологическая тропа в детском саду».
Каждая точка тропы- это интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (березы, ели, рябины, черёмухи) в разное время года позволяют увидеть как меняется их внешний вид в зависимости от изменения температуры воздуха. На нашем участке посажены экзотические деревья – это туя и каштан. Наблюдаем за тем, как много растительности и как красива клумба летом и ранней осенью и как пустынно на ней поздней осенью и зимой. Дети наблюдают, как меняется пруд, поле, луг, где летом было много цветов, зелени и насекомых, осенью все насекомые спрятались под землю или под кору деревьев, а цветы и растения завяли. Наблюдаем весной за прилётом аиста и осенью за его отлётом в тёплые края. Наблюдаем какие птицы прилетают к нам на кормушку, подкармливаем их зимой. В ходе постоянных экскурсий и наблюдений, дети делают выводы и умозаключения о том, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года.
Читаем стихи, рассказы и сказки; разучиваем пословицы и поговорки, исполняем песни, участвуем в различных играх - всё это позволяет расширить представление детей о природе и её окружении, помогает выразить отношение к ней в яркой эмоциональной форме.
В весенний, летний и осенний периоды на экологической тропе прививаем детям любовь к труду. Трудимся на огороде - весной вскапываем грядки, сажаем овощи (картошку, морковку, свёклу, лук, капусту, огурцы, помидоры, летом ухаживаем за ними: полем, рыхлим, прореживаем поливаем, осматриваем овощные культуры (нет ли вредителей) и обрабатываем их настоем их трав, из луковой и чесночной шелухи, а осенью собираем богатый урожай. Ухаживаем за цветами на клумбе (бархотками, петуньями, георгинами) в течение всего лета: поливаем, рыхлим землю, полем; осенью собираем семена. Собираем опавшие листья с разных деревьев и кустарников и засушиваем их для гербария. Изготовляем поделки и аппликации из природного материала (шишек, листьев, цветов).
Разработали рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
В итоге проекта был изготовлен макет: «Экскурсия по экологической тропе»,
-созданы презентации: «Экологическая тропа в разное время года».
-разработана серия дидактических игр: «Найди лишнее», «Кубики – фото экологической тропы», «Чьи следы?», «Собери картинку экосистему из
частей» и другие.
-изготовлен лэп-бук: «Объекты экологической тропы».
- была проведена выставка детских работ: «Животные уголка леса», «Птицы прилетевшие на кормушку», «На лугу», «На полянке», «На пруду», «Деревья, растущие на тропинке».
Итогом проекта послужила разработка и проведение совместного развлечения детей и родителей на тему: «Знатоки экологической тропы».
Из проделанной работы можно сделать вывод:
- Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо
заниматься с раннего детства.
- Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении
любого типа.
- Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
- Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Подводя итоги проекта: «Экологическая тропа в детском саду», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы. Проект оказался интересным и творческим. Дети приобрели знания о точках экологической тропы, об изменениях на ней в разное время года, об объектах и обитателях существующих на тропе, приспособленности их к условиям жизни.
- повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
- улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствиие детей;
- повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведенияя экскурсий по объектам экологической тропы
Таким образом, создание экологической тропы в детском саду и проведение на ней различных видов деятельности - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях наших меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.