Людмила Власенко
Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Ивановна Власенко педегог-психолог МБДОУ «Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №2»
Надежда Михайловна Зимовейская воспитатель МБДОУ «Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №2»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Публикация «Экологическая тропа как средство экологического и художественно — эстетического образования» размещена в разделах
К сожалению, современный ритм жизни не оставляет нам времени увидеть сколько красивого, таинственного, необыкновенного рядом с нами. Согласитесь, чтобы полюбоваться и почувствовать всё великолепие мира природы не нужно отправляться в далёкие путешествия. Порой достаточно остановиться, прислушаться и присмотреться. Как прекрасна наша донская природа! Как важно нам, взрослым, научить детей видеть красоту родного края, замечать, что происходит вокруг. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Именно поэтому своим союзником мы выбрали природу.
Наш детский сад – малая частичка многообразия донской природы. Он окружен высокими вековыми соснами, в тени которых уютно расположились беседки. Низко кланяясь, словно приветствуя, встречает гостей плакучая ивушка, вишнёвый сад, который весной радует красотой цветения и ароматом, а летом угощает сладкими плодами вишни. Вдоль аллеи выстроились молодые каштаны, рябины, берёзы, боярышник, черёмуха, клёны и клумбы с цветами. Эта малая частичка донского края дала уникальную возможность приобщить детей к природе родного края, сформировать эмоциональное и бережное отношение к ней. Были поставлены следующие задачи:
1. Воспитание осознанного отношения ребёнка к родному краю через общение с природой.
2. Формирование системы экологических знаний и представлений.
3. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранять её).
4. Воспитание трудолюбия у детей через посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
5. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
Так совместно с Государственным музеем-заповедником им. М. А. Шолохова на территории детского сада была создана экологическая тропа «В гостях у Экознайки».
При организации экологической тропы нами была обследована территория и проложен маршрут. Экологическая тропинка оборудована шестью остановками: «Царство растений», «Лесное царство», «Муравьи- труженики», «Проделки злого волшебника», «В гостях у Эковичка», «Зелёная аптека». Итак, отправляемся в путь!
Каждое утро детей и родителей встречает «Царство растений». В этом царстве дел полно в любое время года. Ранней весной стартует экологическая акция «Украсим детский сад цветами». Воспитатели и дети подготавливают почву, сеют семена цветов. Также в рамках этой акции проходит уборка, благоустройство и озеленение территории, где активное участие принимают родители, дети, сотрудники. Осенняя акция «Семечко и зёрнышко про запас!» позволяет заготовить семена для будущего урожая, для подкормки птиц, для разных видов продуктивной деятельности.
«Царство растений» даёт возможность в разное время года организовать цикл наблюдений, которые сопровождаются познавательным общением воспитателя с детьми, что способствует развитию наблюдательности, стойкого интереса к природе, помогает обобщить и систематизировать представление детей о растительном мире.
Незаметно экологическая тропинка заводит нас в «Лесное царство», где, среди вековых сосен, расположились старые пеньки, покрытые мхом, лишайником, искусственный муравейник, грибная поляна. Именно в этом царстве воспитывается бережное отношение к лесу, к животным, птицам и насекомым. Зимняя пора особенно тяжела для жителей «Лесного царства». «Покормите птиц зимой!» - все группы детского сада приходят на помощь зимующим птицам: изготавливают кормушки, развешивают их на деревьях, что даёт возможность детям наблюдать за птицами и кормить их. Будят «Лесное царство» после зимнего сна скворцы. «Каждому певцу по дворцу!» - стартует акция по изготовлению и прикреплению скворечников на групповых участках. Летом проходит акция-призыв «Берегите лес и его жителей от пожара!», которая способствует формированию у детей представления о правилах поведения и осторожном обращении с огнём в лесу. Под развесистой сосной уютно расположились деревянные стульчики и стол по форме и цвету, напоминающие грибы. «Грибная полянка» - любимое место отдыха, спокойных игр и художественного творчества детей. «Лесное царство» погружает детей в мир звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать! Воспитателю даё тся возможность выстраивать взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. А сколько материала для детского творчества в «Царстве растений» и «Лесном царстве»! Гуляя с детьми по экологической тропе, можно собрать коллекции природных материалов. Семена, зерна, листья, земля, трава, шишки, желуди, солома, мох, различные веточки в сочетании с красками, карандашами и клеем, бумагой различной текстуры дают возможность воспитанникам раскрыть свой творческий потенциал. Так, веточки деревьев, кустарников, листики, травинки девочки с лёгкостью превращают в принцесс, богатырей, обыгрывая знакомый, либо вымышленный сюжет сказки. Мальчики мастерят из листьев, веточек, сухой коры дерева, желудей, шишек кораблики. Благодаря взаимосвязи экологического воспитания и художественного творчества, у детей развивается интерес, желание отображать в своих рисунках и поделках окружающий нас мир.
А под одной из сосен дети и воспитатели построили искусственный муравейник. Для его постройки использовались сухие веточки, соломинки, хвойные иголки и другой лесной мусор, так эта остановка получила название «Муравьи-труженики». С интересом дети знакомятся с насекомыми и другими маленькими жителями территории детского сада, что позволяет воспитывать бережное отношение к ним. При рассматривании муравьёв, бабочек, стрекоз, пчёл, пауков, жуков-дровосеков, жуков-усачей, клопов -«солдатиков», ящериц дошкольники уточняют знания о строении и жизни насекомых, начинают замечать разные мелкие детали, учатся видеть красоту природы, подбирать цветовую гамму, фон, становятся более доброжелательными к окружающему их миру, детям и взрослым.
Одним из самых красивых насекомых считаются бабочки. Яркая окраска крыльев не может не заставить ребёнка восхищаться красотой сочетания красок. Часто дети, изображая бабочек, используют нетрадиционные методы рисования - монотипия, метод тычка. Нетрадиционные техники дают возможность рисовать не только на бумаге, но и на сухом и мокром песке, на снегу, в воздухе, нарисовать то, что «унюхали». Дети жаждут ярких впечатлений. И задача воспитателя – помочь ребёнку увидеть необычное в обычном неярком луговом цветке, обратить его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, любоваться отражением облаков в луже, перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Привлечь внимание к проблеме загрязнения территории, привить детям такие качества, как чистота и аккуратность помогает остановка «Проделки злого волшебника». Ярко и зрелищно проходит показ мод из бросового материала в рамках акции «Умный взгляд на мусор или экологический карнавал».
На деревянном паровозике с семью вагонами отправляемся в гости к хозяину экологической тропы Эковичку. Наш детский сад тесно сотрудничает с Государственным музеем-заповедником М. А Шолохова. Дошкольники принимают активное участие в слётах детско-юношеского экологического движения «Шолоховский родник», в озеленительных акциях «Я расту вместе с тобой», в рамках которой на территории детского сада были высажены молодые деревья: клён, дуб, каштан. Работа у хозяина тропы помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду.
Конечная остановка тропинки - «Зелёная аптека». Силами воспитателей и детей был создан аптекарский огород, на котором вырастили чабрец, зверобой, душицу, крапиву, календулу, шалфей. Такой огород даёт возможность познакомить детей с разнообразием лекарственных растений донского края. Дети наблюдают за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания о ценности их для здоровья, учится правилам сбора и сушки трав «зеленой аптеки».
Экологическая тропа даё т большие возможности для реализации разных виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического и художественно – эстетического образования. Согласитесь, использование художественно-эстетических средств в экологическом воспитании помогает формировать у дошкольников неравнодушное, бережное отношение к природе, приобрести эмоционально-окрашенные, личностно-значимые знания об окружающем мире, т. е. способствует становлению экологического сознания и формированию экологической культуры.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому необходимо создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе - сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность.