Морозова Светлана Николаевна
Опыт работы «Эффективные методы и приемы обучения вне урока в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В. А. Сухомлинский
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников. Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального образования основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через внеурочную деятельность.
Публикация «Опыт работы „Эффективные методы и приемы обучения вне урока в начальной школе“» размещена в разделах
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.
Планируя внеурочную деятельность, я должна предвидеть к какому результату должен прийти каждый мой ученик. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Я хочу поделиться эффективными методами и технологиями обучения и воспитания, которые я использую вне урока.
Проектная деятельность в школе – это совместная или индивидуальная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся школы, обусловленная общей целью, методами и способами деятельности, направленными на достижение определенного результата.
Проектная деятельность позволяет обучающимся выстраивать межпредметные связи, структурировать полученные знания и находить им практическое применение в процессе обучения, определиться с выбором будущей профессии.
На уроке в начальной школе мало времени для того, чтобы выполнить проект. Поэтому занимаемся проектом вне урока : не спеша, с чувством, с толком. Ставится проблема. А дальше сбор необходимой информации, подключаем родительский клуб. Все исследуем, проанализируем. Получается проект: с презентацией, продуктом деятельности: альбом, буклет, мини-музей, домик для кошки и т. д.
Примеры таких исследовательских проектов: «Моя малая Родина», «Наше школьное молоко», «Россия-Китай: Дипломатия дружбы», «Домик для кошки», «Почему так важен завтрак».
Дети очень многое узнали о своем селе, о пользе молока, традициях Китая. Родители детей с удовольствием помогали в поиске информации, оформлении альбома села, выставки рисунков про Китай, заполнении «анкеты – опросника» про молоко. Результат: грамоты участия, дипломы победителей, «море радости и вера в себя»
Участие в дистанционных олимпиадах на интерактивной образовательной платформе «Учи. ру» по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, программирование. На этой же платформе отрабатываем математические компетенции: устный счет, решение задач, примеров, используя образовательные марафоны знаний. Задания выполняются детьми, как в классе, так и дома.
Просмотр видеофильмов научного цикла онлайн- платформы «Видеоуроки в Интернете» : «Мир удивительных растений мира», «Новогодние елки разных стран», «В гостях у планет», «Кроссворд и игра День российской науки»
Создание электронных рисунков, презентаций, видеороликов
Дети с удовольствием создают креативные, интересные, творческие работы. Задача учителя, как руководителя подсказать, направить, убедить, научить. Все работы оцениваются родителями в общей группе. Готовим сюрприз для мам на 8 марта, папам на 23 февраля, участвуем в конкурсах различного уровня.
Опыты и эксперименты :
В своей работе, по организации опытно-экспериментальной деятельности (Клуб «Хочу все знать!») я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач. Опыты – как будто фокусы, а для детей – это чудо. Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?», «что?», «зачем?» и «откуда?».
Мои ученики выращивают кристаллы в домашних условиях, узнают о свойствах углекислого газа и воды, как можно поймать радугу, о свойствах бумаги, почему не тонет апельсин, как сделать зубную пасту. и много других маленьких открытий. Детям очень нравятся наши занятия, и они с удовольствием в них участвуют.
Стихосложение
Начинаю занятия в 3 классе
Многие люди заблуждаются, думая, что работа со словом нужна лишь литераторам. Умение чувствовать и грамотно оформлять свои мысли, помогает ребёнку всецело реализовать себя и с лёгкостью адаптироваться в любом новом коллективе.
Данную методику я нашла в сети интернет, мне она показалась очень простой и понятной. Дети учатся сами писать стихи и приобщаются к литературе.
Развить навык стихосложения можно за несколько занятий. Начинаю занятие с пробуждения интереса к стихосложению. Можно это сделать, попросив детей выявить среди них «хвастуна из хвастунов». Объяснив, что дети тоже могут писать стихи, и, показав примеры детских стихов, следует спросить, хочет ли он научиться так же писать стихи. Получив утвердительный ответ, можно сказать, что цель первого этапа (пробуждение интереса к стихосложению у детей) достигнута.
Потом следует спросить у детей, что такое рифма. После выяснения, что такое рифма следует тренировка на примере простых слов, которые следует усложнять: первым этапом должны идти односложные слова (типа кот,дом, постепенно усложняя слова (двухсложные и, наконец, трёхсложные). Иногда детей делю на команды, чтобы был какой-то азарт. Такое соревнование имеет своей целью не только развитие творческих способностей (умение рифмовать, но и развитие речи.
Занятие по размеру стиха следует, начинаю с блиц - опроса. Называю слова, а дети должны будут придумывать рифмованные слова. Потом следует повторить понятие слоги, и объяснить детям, что слоги играют ключевую роль в таком понятии как размер. Важно подобрать такие стихотворения, в которых количество слогов в каждом стихе (строчке строфы) будет одинаковым. Как пример: первые строки из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. Следует объяснить детям, что ударения должны падать на определённые слоги. Важно сделать понятным, что в стихе должно быть одинаковое количество слогов и, соответственно, ударных слогов. Потом следует предложить детям самим попробовать по схеме «та-та//та-та” попробовать сочинить пару рифмованных строк. Целью этого занятия является развитие творческих способностей, речи, воображения, грамотности.
Занятие сочинения стихов следует начинать с чтения рифмованных строк, и своеобразного награждения стихотворцев. Далее следует разминка (воспроизведение ранее полученных знаний) по опорному слову (его задаёт учитель). Потом можно предложить тему и первые две стиха для строфы, которые дети должны будут дополнить (схема АВ, то есть 2 предложенные учителем строки не рифмуются, их должны будут зарифмовать дети. После фронтальной проверки (опроса) сочинённых строк, можно предложить детям по такой же схеме сочинить самим второе четверостишие. Это будет их домашним заданием. Целью этого занятия является развитие творческих способностей, речи, воображения, грамотности.
Четвёртое занятие, тема которого будет объяснение размеров, следует начать с проверки домашнего задания (вторые четверостишия). Затем, взяв за образец одно из стихотворений, сочинённых детьми, надо объяснить, что они были написаны хореем или ямбом. Хорей – тип стихосложения, при котором на каждой строчке стиха ударение падает на 1-ый, 3-ий, 5-ый, 7-ой, 9-ый слоги стопы:
Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
Ви-хри сне-жны-е кру-тя.
То как зверь о-на за-во-ет,
То за-пла-чет как ди-тя и т. д
Стихи я люблю писать сама и увлекла этим занятием своих учеников. Примеры стихов, написанных моими учениками:
Горка
С горки круто я лечу
На «ватрушке». Хохочу.
До чего же хорошо!
Прокачусь еще, еще.
Весь замерз и весь в снегу
Домой, радостный, бегу.
Завтра снова выходной.
Хорошо гулять зимой!
Аяпбергенов Артур
Зима
Пришла веселая зима,
Засыпав снегом все дома.
Деревья в шубы нарядила,
Чтоб было все вокруг красиво.
А в доме - елка, Новый год.
И много у людей забот.
Гончарова Ксения
И, конечно, в начальной школе не обойтись без игровых технологий:
Игра это: активизация мыслительной деятельности, глубинное запоминание материала, обучение организованности, формирование коммуникативных качеств.
Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру как: метод обучения и воспитания, форму воспитательной работы, средство организации целостного образовательного процесса.
Интерактивные игры на образовательной платформе. Учи. ру
Одной из таких педагогических игровых технологий является квест-игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека, позволяющая ему развивать самостоятельность действий.
Детские квесты помогают решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Пример такого квеста для учеников 4 класса:
Идеальное игровое занятие - квест
Ищем симпатичного и интересного ребёнку героя. Например: Незнайку или Гарри Потера, или можно придумать своих оригинальных персонажей.
Ставим перед учениками проблему, которую нужно будет решать в течение занятия. Проблемную ситуацию важно адаптировать под возрастные интересы, чтобы она была адекватна знаниям ребёнка, а также предлагала небольшой вызов, требовала времени на решение.
Занятие разбиваем на этапы, которые будут постепенно приводить ребёнка к решению проблемы. Отличный инструмент — мини-награды по завершению каждого этапа. Так учащиеся будут возвращаться к первоначальной проблеме, вспоминая о цели квеста.
Кульминацией игры станет завершающее задание. Оно должно быть сложнее всех предыдущих и обращаться ко всем освоенным ребёнком за урок знаниям. На этом этапе можно внедрять отрицательных героев — злодеев, которых нужно одолеть, чтобы победить в квесте.
Финал важно сделать максимально понятным и чётко сформулированным. Чтобы у ребёнка было чувство завершённости в конце занятия, можно подарить ему какую- то символическую награду. (Медальон, цветочек, наклейку или карандаш стерку и т. д)
«Народные игры» Трудно представить ребячью жизнь без игр, весёлых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Одни игры помогают стать сильными, ловкими, меткими. Другие развивают сообразительность и смекалку. А в-третьих, всё зависит от воображения, от того, как хорошо вы сможете представить и сыграть то или иное действующее лицо». (Г. Науменко).
Задачи кружка «Народные игры»
Научить детей играть активно и самостоятельно;
Обучение детей забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;
Познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;
Обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Не секрет, что современные дети не любят читать и учителю приходится искать интересные формы приобщения детей к детской книге, чтению.
В этом мне помогает метод «Сторисек»
"Сторисек" в переводе с английского означает "мешок историй", то есть это мешок, в котором находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение.
Цели «Сторисека» : разно-уровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения. Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта: это художественная иллюстрированная детская книга, мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, маски, аудиокассета или компакт-диск, языковая игра.
Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиозапись или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.
Вывод:
Каждый учитель сам выбирает формы, методы и технологии, позволяющие детям раскрыть свои познавательные способности, чтобы занятия внеурочной деятельностью были интересными, приобщать школьников к миру искусства, вовлекать их в творческую деятельность. Вхождение в мир искусства способствует формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного распорядка, т. к. отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и нацелено на познание, прежде всего внутреннего мира человека, его идеалов, жизненных ориентиров и ценностей. Сфера досуга же создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov
https://pandia.ru/text/
https://infourok.ru/netradicionnie-uroki-v-nachalnoy-shkole https://infourok.ru/statya-gejmifikaciya-obrazovatelnogo-processa-v-nachalnoj-shkole-s-ispolzovaniem-cifrov
https://www.kniga-na-volge.ru/wp-content/uploads/ https://cyberpedia.su/5x41f2.html