МААМ-картинки

Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому

Наталия Сандакова
Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

ДОКЛАД

на тему

«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»

Учитель: Сандакова Н. П.

г. Нижневартовск 2019

Введение

Дети, обучающиеся индивидуально на дому - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.

Публикация «Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому» размещена в разделах

В связи с чем учителя, постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как обучать детей со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?».

Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями надомного обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

Технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов.

Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В. П. Беспалько).

Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения – системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитель взаимодействует с обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

За время работы с целью достижения наилучших результатов применяла в работе различные методы, приемы, средства обучения. Общая классификационная характеристика некоторых технологий, которые могут, на мой взгляд, использоваться в условиях индивидуального обучения на дому будут представлены далее из опыта моей педагогической практики.

1. Характеристика педагогических технологий, применяемых в условиях индивидуального обучения на дому.

1.1. Тестовые технологии.

Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося.

Т. о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:

1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.

2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов.

3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.

4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.

Например: из четырех вариантов выбери один лишний (Приложение 1).

1.2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.

Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр. (Приложение 2).

1.3. Технология опорных сигналов.

Технология опорных сигналов и конспектов была создана В. Ф. Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 3).

1.4. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.

В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством. (Приложение 4).

1.5. Игровые технологии.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Технология развивающих игр Б. П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.

Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования. (Приложение 5).

1.6. Технологии театрализации.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

О. В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность.

Театр на пальцах способствует развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки. (Приложение 6).

1.7. Проектные технологии.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик). И в России в 1905 году практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С. Т. Шацкого.

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей.

Классификация учебных проектов (по Коллингсу) : проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. (Приложение 7).

2. Методы и приемы социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения.

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными нарушения психики или двигательных функций. На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Обучающиеся учатся готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, мыть посуду и т. д. на уроках СБО, хозяйстенно-бытового труда, ремесла.

Уроки-экскурсии. (Приложение 8).

Выводы (заключение)

В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося.

При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.

Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.

В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой. Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.

Литература.

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб. Новые ценности образования : забота – поддержка – консультирование. -М. , :Инноватор. Вып. 6, 1996.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : Просвещение, 1986.

3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

4. Селевко Г. К. Личностный подход. / / Школьные технологии, 1999, №6.

5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : Метод. Пособие для.

6. https://pedtehno.ru/

Публикации по теме:

Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулкеРазвивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулке Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила.

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Поздняя осень» .

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 17:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сандакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД