Наталия Сандакова
Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
ДОКЛАД
на тему
«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»
Учитель: Сандакова Н. П.
г. Нижневартовск 2019
Введение
Дети, обучающиеся индивидуально на дому - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.
Публикация «Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому» размещена в разделах
В связи с чем учителя, постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как обучать детей со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?».
Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями надомного обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов.
Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В. П. Беспалько).
Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения – системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитель взаимодействует с обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
За время работы с целью достижения наилучших результатов применяла в работе различные методы, приемы, средства обучения. Общая классификационная характеристика некоторых технологий, которые могут, на мой взгляд, использоваться в условиях индивидуального обучения на дому будут представлены далее из опыта моей педагогической практики.
1. Характеристика педагогических технологий, применяемых в условиях индивидуального обучения на дому.
1.1. Тестовые технологии.
Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося.
Т. о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:
1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.
2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов.
3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.
4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.
Например: из четырех вариантов выбери один лишний (Приложение 1).
1.2. Информационно-коммуникационные технологии.
Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.
Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.
Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр. (Приложение 2).
1.3. Технология опорных сигналов.
Технология опорных сигналов и конспектов была создана В. Ф. Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.
Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 3).
1.4. Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.
Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.
В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством. (Приложение 4).
1.5. Игровые технологии.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.
Технология развивающих игр Б. П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.
Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования. (Приложение 5).
1.6. Технологии театрализации.
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.
О. В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность.
Театр на пальцах способствует развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки. (Приложение 6).
1.7. Проектные технологии.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем (Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрик). И в России в 1905 году практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С. Т. Шацкого.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей.
Классификация учебных проектов (по Коллингсу) : проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. (Приложение 7).
2. Методы и приемы социализации обучающихся с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения.
Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными нарушения психики или двигательных функций. На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Обучающиеся учатся готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, мыть посуду и т. д. на уроках СБО, хозяйстенно-бытового труда, ремесла.
Уроки-экскурсии. (Приложение 8).
Выводы (заключение)
В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося.
При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.
Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.
В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой. Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.
Литература.
1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб. Новые ценности образования : забота – поддержка – консультирование. -М. , :Инноватор. Вып. 6, 1996.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : Просвещение, 1986.
3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
4. Селевко Г. К. Личностный подход. / / Школьные технологии, 1999, №6.
5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : Метод. Пособие для.
6. https://pedtehno.ru/