Лариса Мошкова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми в коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателей в работе по преодолению речевых нарушений у детей старшей логопедической группы на занятиях по изобразительной деятельности»
Московская область, город Дубна.
ДОУ №16 "Рябинка"
Разработали воспитатели:
Мошкова Л. В., Селезнёва Т. П.
Учитель-логопед: Становова Т. В.
Актуальность темы
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми в коррекционной группе» размещена в разделах
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем - логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании. Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон, так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей). При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности.
Паспорт проекта.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, учитель – логопед.
Возраст: дети подготовительной логопедической группы 6-7 лет.
Тип проекта: практико - ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май).
Результат: Создание фотоальбома «Наши работы», вернисаж детских работ «Художественные фантазии», презентация видеоролика «Составление рассказа по детским работам по изобразительной деятельности, презентация проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в работе по преодолению речевых нарушений у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
Основные формы реализации проекта: организация НОД, мини-выставки, составление рассказов по работам, консультации для родителей, презентация на городском методическом объединении.
Предполагаемый результат проекта:
Цель: развить у детей логопедической группы достаточный словарный запас с помощью речевых игр, для формирования грамотной связной речи. Развивать у детей внимание, память, мышление, воображение.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация словаря в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.
- Формирование связной речи.
Задачи:
Педагоги
- Рекомендовать педагогам включать речевые игры на каждом занятии по развитию речи в условиях логопедической группы.
Родители
- Ознакомить родителей с видами речевых игр.
- Обучить родителей игровым приемам для развития словарного запаса детей.
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка.
Дети
- Обучить детей разнообразным речевым играм, развивающим их активный словарный запас.
- Развивать, посредством игр внимание, память, образное мышление, воображение
- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми.
- побуждать детей к речевому общению между собой в группе.
Цель: Развитие умственных и творческих способностей, развитие речи детей дошкольного возраста посредством лепки из пластилина.
Задачи:
Образовательные:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки.
- Учить основным приемам лепки (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Месяц Лексическая тема НОД по ИЗО деятельности Дидактические игры
Сентябрь
«Ягоды и грибы»
Рисование «Грибы»
Лепка «Корзина ягодами»
Д/и
«Один – много»;
«Из чего – какой?»;
«Как можно готовить?»
«Фрукты и овощи»
Рисование «Загадки с грядки»
Аппликация «Фрукты на тарелки»
Д/и
«Какой, какая, какие»;
«Я нашел, 1, 3, 5»;
«Назови, одним словом»
Октябрь
«Наше тело. Здоровье»
Рисование «На зарядку становись!»
Лепка «Спортивный праздник»
Д/и
«Какой, чей?»;
«Что лишнее, почему?»; «Назови ласково»
«Осень»
Рисование «Краски осени»
Лепка «Осенний лист»
Д/и
«Скажи наоборот»;
«Чей, чья, чьи, чьё»; «Палитра красок»
«Деревья, кусты»
Рисование «Деревья в нашем парке»
Аппликация «Ветка рябины»
Д/и
«Найди четвертый лишний»;
«Сначала, потом, в конце»
«Одежда»
Рисование «Сарафан для куклы»
Аппликация «Рубашка для папы»
Д/и
«Маленький – средний - огромный»;
«Что лишнее и почему?»
Ноябрь
«Домашние животные»
Рисование «Кот Котофей»
Лепка «Нарядные лошадки»
Д/и
«Назови всю семью»;
«Кто как подает голос?»
«Домашние птицы»
Рисование «Петушок»
Аппликация «Цыплёнок вылупился»
Д/и
«Кто, что умеет?»;
«Назови по порядку»; «Назови ласково»
«Дом и его части»
Рисование «Тридевятое царство»
Аппликация «Избушка на курьих ножках»
Д/и
«Наведем порядок дома»; «Посчитай до 5»;
«Сколько – чего?»;
«Родина. Город Дубна»
Рисование «С чего начинается Родина»
Лепка «Герб Дубны»
Д/и
«Назови, какой, какая?»;
«Соедини два слова в одно»
«Семья»
Рисунок «Моя семья»
Аппликация «Семейное чаепитие»
Д/и
«Кто – какой?»;
«Найди лишнее»;
«Назови части целого»
Декабрь
«Зима»
Рисование «Разноцветные снежинки»
Аппликация «Весёлый снеговик»
Д/и
«Назови по порядку»;
«Найди слова – родственники»
«Посуда»
Рисование «Чайник»
Лепка «Чайный сервиз»
Д/и
«Продолжи цепочку слов»;
«Назови части целого»
«Продукты питания»
Рисование «Угощение к чаю»
«Аппликация «Торт»
Д/и
«Из чего – какое?»;
«Как можно готовить?»
«Новый год»
Рисование «Новогоднее чудо»
Лепка «Дед Мороз и Снегурочка
Д/и
«Посчитай и называй»;
«Кто, что делает»;
«Чего не хватает»
Январь
«Зимние забавы»
Рисование «Фигуристка»
Лепка «Лыжник»
Д/и
«Что мы будем делать?»;
«Скажи наоборот»
«Зимующие птицы»
Рисование «Сорока»
Лепка «Сова»
Д/и
«Назови ласково»;
«Назови пару»;
«Большой – маленький»
«Дикие животные»
Рисование «Лисичка сестричка»
Аппликация «Заяц беляк»
Д/и
«Значит он какой?»;
«Кто, где живет?»
Февраль
"Обувь"
Рисование «Нарядные валенки»
Аппликация «Сапоги скороходы»
Д/и
«Скажи наоборот»;
«Назови ласково»;
«Кому что нужно»
«Головные уборы»
Рисование «Вязаная шапочка»
Лепка «Кокошник для красавицы»
Д/и
«Один – много»;
«Назови по порядку»;
«Найди четвертый лишний»
«Мебель»
Рисование «Мебель в моей комнате»
Лепка «Мебель в доме трёх медведей»
Д/и
«Что, для чего?»;
«Назови части целого»;
«Назови ласково»
Март
«Ранняя весна»
Рисование «Весна идёт»
Аппликация «Нежные подснежники»
Д/и
«Продолжи цепочку слов»;
«Назови, одним словом»
«Транспорт»
Рисование «Транспорт на земле, на воде, в воздухе»
Лепка «Автомобиль»
Д/и
«Огромный – маленький»;
«Посчитай и называй»;
«Найди лишнее»
«Профессии»
Рисование «Кем быть?»
Аппликация «Повар»
Д/и
«Назови ласково»;
«Что умеет делать?»
«Рыбы»
Рисование «Золотая рыбка»
Лепка «Аквариум»
Д/и
«Кто лишний?»;
«Значит он какой?»
Апрель
«Перелётные птицы»
Рисование «Грачи прилетели»
Аппликация «Скворечник»
Д/и
«Кто, что умеет?»,
«Продолжи цепочку слов»;
«Кто, как подает голос?»
«Космос»
Рисование «В далёком космосе»
Лепка «Наш космодром»
Д/и
«Скажи на оборот»;
«Что, для чего, зачем?»
«Животные и птицы Севера»
Рисование «Белый медведь и северное сияние»
Аппликация «Пингвины»
Д/и
«В зоопарке 1, 3, 5»;
«Кто, какой?»
«Животные и птицы Южных стран»
Рисование «Жираф»
Лепка «Слон»
Д/и
«кто – какой?»;
«Найди лишнее»;
«Кто, где живёт»
Май
«Цветы»
Рисование «Тюльпаны»
Аппликация «Цветы луговые»
Д/и
«Какой, какая, какие»;
«Что лишнее и почему?»
«Насекомые»
Рисование «Бабочка – Красавица»
Лепка «Божья коровка на листике»
Д/и
«Назови пару»;
«Большой – маленький»
«Школа»
Рисование «Первый раз в первый класс»
Аппликация «Рюкзачок с карандашами»
Д/и
«Назови части целого»;
«Найди лишнее»;
«Кто, что умеет»
«Лето»
Рисование «Чем пахнет лето»
Лепка «Цветик -Семицветик»
Д/и
«Назови одним словом»;
«Назови ласково»;
«Для чего это нужно?»
Вывод
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе по преодолению речевых нарушений у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» позволяет логопеду и воспитателям логопедической группы качественно улучшить работу по коррекции речи детей. Плодотворный подготовительный этап, включающий в себя разработку занятий по изобразительной деятельность по развитию лексико – грамматической категории речи, позволил наилучшим образом отразиться на развитии словаря детей логопедической группы. Занятия по изобразительной деятельности, проведенные с использованием предложенных речевых игр – оказывают благотворный эффект в формировании всех компонентов речи. Выявлена положительная динамика в речевой активности всех детей группы.
В ходе проектной деятельности у детей значительно расширился и активизировался словарный запас по всем лексическим темам, заявленным в учебном годовом плане. Активизировались словообразовательные процессы: дети могут объяснить и правильно употребить сложные слова (снегопад, листопад, самокат, пароход, мясорубка, пароварка и т. д.
У всех детей группы расширился словарь глаголов, числительных, местоимений, наречий. Большинство детей группы могут подобрать нужный антоним для существительного, прилагательного, глагола. Дети овладели обобщающими понятиями.
Также отмечается совершенствование навыка умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный и т. д). Большинство детей группы могут употреблять эти слова в самостоятельной речи.
У всех детей в группе расширились знания об окружающем мире, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий, о природе родного края и других стран, о погодных и природных явлениях в разное время года. Благодаря использованию разнообразных речевых игр на занятиях различных форм и методов работы у детей формируется богатая и хорошо развитая речь, которая служит средством полноценного общения и развития личности.
Обогащенный словарный запас старшего дошкольника помогает ему высказывать свои мысли, тем самым расширяя его возможности в познании окружающей действительности. Все это в свою очередь содействует полноценному общению и развитию отношений со сверстниками и взрослыми, тем самым активно и всесторонне развивая ребенка.
Данные показатели хороших результатов свидетельствуют об эффективности и продуктивности проекта.
Работа по данному проекту – это один из методов личностно – ориентированного обучения, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и вызывает у него положительное отношение к обучению.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей нашей группы позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Перечень используемых в работе речевых игр.
Для развития словаря существительных:
«Назови одним словом» (береза, дуб, клен, рябина – это всё деревья);
«Назови всю семью» в семье кошек папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок);
«Скажи наоборот» (день – ночь);
«Продолжи цепочку слов» (весна, лето);
«Назови все части целого» (У цветка есть корень, стебель, листья, венчик с лепестками);
«Чего не хватает» (У машины не хватает колеса);
«Один – много» (одно окно, а много – окон);
«Кому что нужно (повару нужны для работы – кастрюля, половник, ложка, нож)»;
«Найди четвертый лишний» (обезьяна, лев, бегемот, морж);
«Наведем порядок в шкафу» (в шкафу на вешалке висит разная одежда – пиджак, платье, пальто);
«Сварим суп и компот» (Для овощного супа возьмем: картошку, лук, морковь);
«Сначала, потом, в конце» (Сначала была весна, потом наступило лето);
«Кто, где живет» (Лиса живет в норе);
«Назови ласково» (Гриб – грибочек);
«Угадай профессию» (кто чинит часы? – часовщик);
«Соедини два слова в одно» (Мясо рубит – мясорубка).
Для развития словаря прилагательных:
«Скажи наоборот» (Большой – маленький);
«Кто – какой» (Цыпленок – маленький, пушистый, желтый, теплый, легкий, беззащитный);
«Назови, каким бывает?» (Снег бывает легким, мокрым, мелким и крупным, липким, рыхлым, белым и темным);
«Назови ласково» (Пушистый – пушистенький);
«Чей, чья, чьи, чьё» (У лисы, чей хвост - лисий, у волка чья морда - волчья, у медведя чье логово - медвежье);
«Значит он какой?» (У дятла острый клюв, значит он – остроклювый);
«Палитра красок» (Я нарисую желтого цыпленка, белое облако, зеленую травку, голубое небо, красный мак);
«Маленький – средний - огромный» (Домик, дом, домище).
Для развития словаря глаголов:
«Кто, что умеет» (Котенок умеет бегать, прыгать, царапаться, карабкаться на дерево, играть клубком, мяукать, мурлыкать);
«Скажи наоборот» (Пришел – ушел, нашел – потерял);
«Кто, как двигается? (Улитка – ползает, заяц – прыгает, стрекоза – летает)»;
«Кто, как подает голос?» (Корова – мычит, коза – блеет);
«Для чего это нужно?» (Топором рубят дрова);
«Наведем порядок дома» (В шкаф на вешалку повесим – платье, вазу поставим на стол, картину повесим на стену, карандаш положим в пенал).
Используемая литература.
1. Е. И. Тимонен, Е. Т. Туюлайнен «Непрерывная система коррекции
2. ОНР в условиях специальной группы ДОУ
3. А. В. Ястребова «Преодоление ОНР»
4. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция ОНР у дошкольников»
5. С. Васильева, Н. Соколова «Логопедические игры»
6. С. В. Батяева, Е. В. Севастьянова «Альбом по развитию речи»
7. Т. А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит»
8. В. С. Володина «Альбом по развитию речи»
9. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.
10. Интернет ресурсы:
http://logoportal.ru/statya-15398/.html
http://www.maam.ru/login