Получи документы

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Наталья Денисова
Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии.

Публикация «Мастер-класс „Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Все нам известно, что с 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

По ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.

Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.

Широкое распространение и использование технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства образования и воспитания детей стало необходимой потребностью современного общества. Поэтому вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным.

Внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано, прежде всего,

• улучшить качество образования,

• повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

• ускорить процесс развития.

Оно предполагает использование компьютера или ноутбука, видеопроектора, интерактивной доски или экрана, сети Интернет, видео- и аудиозаписей, DVD и CD-дисков, мультимедиа, компьютерных программа, аудиовизуального оборудования в качестве инструмента образования и развития детей, мотивации образовательного процесса.

Применение ОИТ стало актуальным и в коррекционном образовании для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности. Это объясняется тем, что с каждым годом у детей с ОНР наряду с нарушениями всех компонентов речи все ярче проявляются вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности и психических процессов. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Зачастую у воспитанников наблюдаются снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Все это потребовало поиска эффективных способов и приемов коррекции имеющихся проблем в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка. Результатом этого поиска и стало создание интерактивной среды для использования современных образовательных информационных технологий, которые позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме

• осуществлять коррекцию недоразвития речи, активизировать высшие психические функции;

• развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

• формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация, классификация);

• развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

• осуществить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

Образовательные информационные технологии

• обогащают кругозор детей;

• повышают мотивацию их деятельности;

• предотвращают утомление;

• повышают эффективность логопедической работы в целом;

• позволяют сделать НОД интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами образования и воспитания дошкольников :

• Современность и актуальность предлагаемого материала;

• Информационная ёмкость;

• Компактность, доступность, эмоциональной привлекательность, мобильность, многофункциональность;

• Эстетичность и наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала.

• Видео и слайд-шоу позволяют ребёнку увидеть то, что трудно пронаблюдать в окружающей его действительности.

Компьютерные технологии дают возможность обогатить, качественно обновить и повысить эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

В применении этих технологий есть свои положительные и отрицательные моменты.

Положительные моменты заключаются в том, что:

• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности.

• Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют лучшему запоминанию материала.

• Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать.

• Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями, персонажами) являются стимулом его речевой и познавательной активности детей.

Но слишком длительное нахождении перед компьютером может привести к ухудшению зрения детей и привести к психологической зависимости. Тогда компьютер превращается для ребенка не в друга, а во врага.

Чтобы этого не произошло, при использовании компьютера необходимо соблюдать гигиенические нормы и рекомендации, соответствующие требованиям СанПин.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

• первая половина дня - оптимальна;

• вторая половина дня - допустима.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить зрительную гимнастику.

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о применении компьютерных технологий в своей коррекционно-развивающей работе с детьми.

За время работы мною создана интерактивная среда (МЕДИАТЕКА) с разнообразными компьютерными технологиями, которые использую при обследовании и проведении индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Для этого в кабинете у меня есть ноутбук, видеопроектор и экран.

В качестве современного интерактивного наглядного материала использую :

• Мультимедийные презентации, слайд-шоу как средства получения детьми новых знаний и закрепления уже имеющихся.

Все презентации используются с учетом коррекционной программы, тематического и перспективного плана и возрастных особенностей детей группы.

По всем лексическим темам используются развивающие видеоролики и мультипликационные диски: «Уроки живой природы с тётушкой Совой», «Чудеса Света с тетушкой Совой», «Мультипедия», «Времена года» и т. д.

На занятиях по обучению грамоте знакомство с буквами проходит совместно с «Азбукой-малышкой» из уроков тетушки Совы.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую аудиофайлы : «Трудные звуки», «Логопедические распевки», «Пальчиковые игры» Е. Железновой и «Электронную гимнастику для глаз».

При создании интерактивной среды, использовала Интернет-ресурсы.

В настоящее время для проведения коррекционной работы существует достаточно большой арсенал специализированных детских компьютерных программ с интерактивными играми и упражнениями. Например, Программа «Игры для Тигры», которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и позволяет с помощью интерактивных игр повысить эффективность индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед», которая помогает в автоматизации поставленных звуков.

Для развития звуковой стороны речи есть мультимедийная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Она представляет собой набор заданий, распределенных по 4 разделам:

• Неречевые звуки ( знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

• Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

• Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

• Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Компьютерные игры и упражнения есть на дисках:

«Играем и учимся»,

«Баба Яга учиться читать»,

«Весёлая Читай-ка» и др.

Много интересных и полезных развивающих интерактивных игр можно найти на сайтах Интернет :

«Играемся»

«Igraem.pro»

«Разумейкин»

«Развивающие игры для детей»

Сегодня мне хотелось бы привлечь ваше внимание к интересным и замечательным интерактивным играм, которые предлагает нам образовательный портал «Мерсибо». Мне они очень нравятся и часто используются в работе с детьми.

Эти игры разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда Екатерины Сусловой. Все игры размещены на сайте «Мерсибо», где каждый из вас может зарегистрироваться как специалист (логопед, дефектолог, психолог или воспитатель) и оформить подписку, которая дает полный доступ ко всем играм, а их на сайте уже 220!

Специалисты «Мерсибо» четко обозначили существующие проблемы, и возможности их решения.

Материалы портала «Мерсибо» могут быть полезны детям, родителям и специалистам.

Для детей это будет решение логопедических и психологических проблем, развитие их памяти, внимания, а также подготовка к школе.

Для родителей – профессиональный ресурс с материалами, методиками, играми и упражнениями, которые позволят сэкономить время и деньги на обучение ребенка, что сейчас немало важно.

Для специалистов портал «Мерсибо» предлагает большую базу дидактических материалов, игр и упражнений, экономящих время и средства на приобретение и изготовление наглядных пособий.

Интерактивные игры имеют разностороннюю направленность. Это

- развитие речи и обучение чтению и счету,

- развитие и активизация внимания, памяти и мышления,

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- развитие логики и творческих способностей.

Интерактивные игры «Мерсибо»

• вызывают у детей познавательный интерес;

• повышают речевую активность, мотивацию и работоспособность;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• делают работу специалиста более интересной и эффективной.

Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, создают положительный фон во время занятия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассматривать, действовать, играть, вернуться к этой игре вновь. Дети легко осваивают эти игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки.

Интерактивные игры «МЕРСИБО» распределены по разделам и охватывают все аспекты развития речи, такие как:

• фонематический слух;

• звуко-буквенный анализ;

• автоматизация и дифференциация звуков;

• лексический запас;

• грамматические навыки;

• связная речь;

• обучение чтению и т. д.

Эти игры могут использовать в своей коррекционно-развивающей работе как учителя-логопеды, так и воспитатели во время проведения коррекционного часа.

В эти игры можно играть, сделав подписку на самом сайте (если в детском саду есть выход в Интернет) или же приобрести флешки с играми по разным направлениям развития детей, диски с играми.

Я очень рекомендую вам зайти на этот сайт и познакомиться с теми возможностями, которые он предоставляет для активных, творческих и заинтересованных педагогов и родителей. В свободном доступе есть 11 интерактивных игр, с которыми вы можете познакомиться, поиграть в них и оценить возможности и варианты использования.

Интерактивные игры портала «Мерсибо» :

- являются отличным элементом компьютерной среды для образования и развития детей;

- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

- создают ситуацию успеха и достижения цели;

- стимулируют познавательное развитие детей;

- обеспечивают позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, мотивации, социализации. Иными словами, в полном мере соответствуют всем требованиям ФГОС ДО.

В заключении хочется сказать, что использование ОИТ в работе с детьми открывает для нас новые дидактические возможности в сфере коррекции и развития детей дошкольного возраста, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается качество наглядности, и ее содержательное наполнение.

Их применение вполне оправдано и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, в значительной мере способствует повышению качества образовательного процесса.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста» Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста. Федеральный.

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Использование элементов песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с Нода Гришина Елена Витальевна Учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – детский сад №15» г. Чернушка Пермского края Федеральный закон «Об образовании в.

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование.

Мастер — класс «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» .

Отчёт о коррекционной работе учителя-логопеда Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт о коррекционной.

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда Все родители хотят, чтобы ребенок у них был интеллектуально развит, умел логически мыслить, обладал отличной памятью. Поэтому ребенка с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 января 2018 в 20:09
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Денисова (УИ 546893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД