Наталья Денисова
Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии.
Публикация «Мастер-класс „Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Все нам известно, что с 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
По ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.
Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.
Широкое распространение и использование технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства образования и воспитания детей стало необходимой потребностью современного общества. Поэтому вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным.
Внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано, прежде всего,
• улучшить качество образования,
• повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
• ускорить процесс развития.
Оно предполагает использование компьютера или ноутбука, видеопроектора, интерактивной доски или экрана, сети Интернет, видео- и аудиозаписей, DVD и CD-дисков, мультимедиа, компьютерных программа, аудиовизуального оборудования в качестве инструмента образования и развития детей, мотивации образовательного процесса.
Применение ОИТ стало актуальным и в коррекционном образовании для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности. Это объясняется тем, что с каждым годом у детей с ОНР наряду с нарушениями всех компонентов речи все ярче проявляются вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности и психических процессов. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Зачастую у воспитанников наблюдаются снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Все это потребовало поиска эффективных способов и приемов коррекции имеющихся проблем в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка. Результатом этого поиска и стало создание интерактивной среды для использования современных образовательных информационных технологий, которые позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме
• осуществлять коррекцию недоразвития речи, активизировать высшие психические функции;
• развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
• формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация, классификация);
• развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
• осуществить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
Образовательные информационные технологии
• обогащают кругозор детей;
• повышают мотивацию их деятельности;
• предотвращают утомление;
• повышают эффективность логопедической работы в целом;
• позволяют сделать НОД интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами образования и воспитания дошкольников :
• Современность и актуальность предлагаемого материала;
• Информационная ёмкость;
• Компактность, доступность, эмоциональной привлекательность, мобильность, многофункциональность;
• Эстетичность и наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала.
• Видео и слайд-шоу позволяют ребёнку увидеть то, что трудно пронаблюдать в окружающей его действительности.
Компьютерные технологии дают возможность обогатить, качественно обновить и повысить эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
В применении этих технологий есть свои положительные и отрицательные моменты.
Положительные моменты заключаются в том, что:
• Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей интерес к деятельности.
• Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей и способствуют лучшему запоминанию материала.
• Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать.
• Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями, персонажами) являются стимулом его речевой и познавательной активности детей.
Но слишком длительное нахождении перед компьютером может привести к ухудшению зрения детей и привести к психологической зависимости. Тогда компьютер превращается для ребенка не в друга, а во врага.
Чтобы этого не произошло, при использовании компьютера необходимо соблюдать гигиенические нормы и рекомендации, соответствующие требованиям СанПин.
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
• первая половина дня - оптимальна;
• вторая половина дня - допустима.
Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.
Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.
В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить зрительную гимнастику.
Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о применении компьютерных технологий в своей коррекционно-развивающей работе с детьми.
За время работы мною создана интерактивная среда (МЕДИАТЕКА) с разнообразными компьютерными технологиями, которые использую при обследовании и проведении индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Для этого в кабинете у меня есть ноутбук, видеопроектор и экран.
В качестве современного интерактивного наглядного материала использую :
• Мультимедийные презентации, слайд-шоу как средства получения детьми новых знаний и закрепления уже имеющихся.
Все презентации используются с учетом коррекционной программы, тематического и перспективного плана и возрастных особенностей детей группы.
По всем лексическим темам используются развивающие видеоролики и мультипликационные диски: «Уроки живой природы с тётушкой Совой», «Чудеса Света с тетушкой Совой», «Мультипедия», «Времена года» и т. д.
На занятиях по обучению грамоте знакомство с буквами проходит совместно с «Азбукой-малышкой» из уроков тетушки Совы.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую аудиофайлы : «Трудные звуки», «Логопедические распевки», «Пальчиковые игры» Е. Железновой и «Электронную гимнастику для глаз».
При создании интерактивной среды, использовала Интернет-ресурсы.
В настоящее время для проведения коррекционной работы существует достаточно большой арсенал специализированных детских компьютерных программ с интерактивными играми и упражнениями. Например, Программа «Игры для Тигры», которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и позволяет с помощью интерактивных игр повысить эффективность индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед», которая помогает в автоматизации поставленных звуков.
Для развития звуковой стороны речи есть мультимедийная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Она представляет собой набор заданий, распределенных по 4 разделам:
• Неречевые звуки ( знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
• Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
• Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
• Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Компьютерные игры и упражнения есть на дисках:
«Играем и учимся»,
«Баба Яга учиться читать»,
«Весёлая Читай-ка» и др.
Много интересных и полезных развивающих интерактивных игр можно найти на сайтах Интернет :
«Играемся»
«Igraem.pro»
«Разумейкин»
«Развивающие игры для детей»
Сегодня мне хотелось бы привлечь ваше внимание к интересным и замечательным интерактивным играм, которые предлагает нам образовательный портал «Мерсибо». Мне они очень нравятся и часто используются в работе с детьми.
Эти игры разработаны командой опытных специалистов в коррекционной педагогике под руководством учителя-логопеда Екатерины Сусловой. Все игры размещены на сайте «Мерсибо», где каждый из вас может зарегистрироваться как специалист (логопед, дефектолог, психолог или воспитатель) и оформить подписку, которая дает полный доступ ко всем играм, а их на сайте уже 220!
Специалисты «Мерсибо» четко обозначили существующие проблемы, и возможности их решения.
Материалы портала «Мерсибо» могут быть полезны детям, родителям и специалистам.
Для детей это будет решение логопедических и психологических проблем, развитие их памяти, внимания, а также подготовка к школе.
Для родителей – профессиональный ресурс с материалами, методиками, играми и упражнениями, которые позволят сэкономить время и деньги на обучение ребенка, что сейчас немало важно.
Для специалистов портал «Мерсибо» предлагает большую базу дидактических материалов, игр и упражнений, экономящих время и средства на приобретение и изготовление наглядных пособий.
Интерактивные игры имеют разностороннюю направленность. Это
- развитие речи и обучение чтению и счету,
- развитие и активизация внимания, памяти и мышления,
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- развитие логики и творческих способностей.
Интерактивные игры «Мерсибо»
• вызывают у детей познавательный интерес;
• повышают речевую активность, мотивацию и работоспособность;
• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
• делают работу специалиста более интересной и эффективной.
Веселая анимация, движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей, создают положительный фон во время занятия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассматривать, действовать, играть, вернуться к этой игре вновь. Дети легко осваивают эти игры, учатся доводить их до конца, возвращаясь к играм, закрепляют полученные умения и навыки.
Интерактивные игры «МЕРСИБО» распределены по разделам и охватывают все аспекты развития речи, такие как:
• фонематический слух;
• звуко-буквенный анализ;
• автоматизация и дифференциация звуков;
• лексический запас;
• грамматические навыки;
• связная речь;
• обучение чтению и т. д.
Эти игры могут использовать в своей коррекционно-развивающей работе как учителя-логопеды, так и воспитатели во время проведения коррекционного часа.
В эти игры можно играть, сделав подписку на самом сайте (если в детском саду есть выход в Интернет) или же приобрести флешки с играми по разным направлениям развития детей, диски с играми.
Я очень рекомендую вам зайти на этот сайт и познакомиться с теми возможностями, которые он предоставляет для активных, творческих и заинтересованных педагогов и родителей. В свободном доступе есть 11 интерактивных игр, с которыми вы можете познакомиться, поиграть в них и оценить возможности и варианты использования.
Интерактивные игры портала «Мерсибо» :
- являются отличным элементом компьютерной среды для образования и развития детей;
- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- создают ситуацию успеха и достижения цели;
- стимулируют познавательное развитие детей;
- обеспечивают позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов, мотивации, социализации. Иными словами, в полном мере соответствуют всем требованиям ФГОС ДО.
В заключении хочется сказать, что использование ОИТ в работе с детьми открывает для нас новые дидактические возможности в сфере коррекции и развития детей дошкольного возраста, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается качество наглядности, и ее содержательное наполнение.
Их применение вполне оправдано и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, в значительной мере способствует повышению качества образовательного процесса.
Спасибо за внимание!