Ольга Функ
Образовательный проект «Мы — потомки генерала М. М. Шаймуратова» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Образовательный проект «Мы - потомки генерала М. М. Шаймуратова» посвящен сохранению и популяризации памяти о легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, ее воинах – наших земляках и представляет собой важный шаг в направлении формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста. В условиях современного общества, где информация доступна в огромных объемах, а внимание детей часто отвлекается на развлекательные и менее значимые аспекты, необходимо создавать интересные и доступные материалы, которые бы не только информировали, но и вдохновляли.
На выбор темы проекта повлияли несколько причин:
Темочки:
1. 2025 год в России объявлен Годом защитника Отечества и 80-летия победы в Великой Отечественной войне, а в Республике Башкортостан - Годом поддержки участников специальной военной операции и членов их семей.
2. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Гражданская обязанность и человеческий долг каждого россиянина, особенно педагогов – помочь сохранить память и передать потомкам правду о войне, о героических поступках и самоотверженной любви к Отечеству наших защитников.
3. На протяжении многих лет приоритетным направлением нашего детского сада является нравственно-патриотическое воспитание, начав работать в детском саду, увидев, как построена работа в этом направлении и насколько важным является в настоящее время патриотическое воспитание, я нисколько не сомневалась в приоритете этого направления и для себя.
4. Изучение методической литературы и интернет-источников показал, что опыта проектной деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной представлено очень много. А проектная деятельность по ознакомлению дошкольников со 112-ой Башкирской кавалерийской дивизией, адаптированная для детей дошкольного возраста отсутствует в интернет пространстве и методической литературе.
Исторический контекст, в котором действовала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия, является неотъемлемой частью нашей национальной гордости и идентичности. Важно, чтобы дети знали о подвигах своих предков-земляков, о том, как они защищали свою родину, и о значении этих событий для будущих поколений.
5. Реализуя этот проект, мы рассмотрим преемственность поколений. Защитники Отечества, наши земляки, 112-ая Башкирская кавалерийская дивизия, героически защищали нашу землю от фашизма в Великую Отечественную войну. И сейчас наши земляки, участники специальной военной операции на Украине, башкирский батальон им. М. М. Шаймуратова, также встал на защиту нашей Родины и мы с ребятами примем эстафету патриотизма, вступим в ряды юных Шаймуратовцев, научимся гордиться нашей страной и ее героическим народом,
Проект адресован широкому кругу читателей: воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Методический и демонстрационный материал, который будет разработан в рамках проекта, обеспечит возможность воспитателям и специалистам детских садов эффективно использовать предложенные ресурсы. Созданные продукты проекта станут началом для развития этого проекта и создания сообщества единомышленников и патриотов.
Актуальность и методическая обоснованность проекта
Сегодня для процветания и развития государства необходимым фактором является желание человека совершать поступки на благо Родине. На современном этапе для благополучия России приоритетным становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Дошкольный возраст - самый сензитивный период становления личности, он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
С введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у детей, расширился список задач.
Патриотическое воспитание, как внедрение знаний о культуре и истории страны, становится ключевыми компонентами образовательного процесса. Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.
У России богатая история, которая во многом повлияла на формирование характера, самобытность русского народа. Одним из факторов исторической идентичности российского общества является память о Великой Отечественной войне, с ее примерами безграничного мужества народа. В героической летописи России не было битвы более жестокой, чем Великая Отечественная война против гитлеровской Германии. И не было подвига выше, чем подвиг нашего народа, спасшего мир от нацизма.
Воспоминания о Великой отечественной войне - свидетельство того, что прошлое забывать нельзя. Память о ней, связь прошлого с настоящим и с мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.
Взглянув на боевые дороги 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, мы видим не только ряд сражений и выдающихся побед, но и те ценности, которые объединили в одно целое всех её участников. Это изменение мироощущения, это чувство единства перед лицом трудностей и это не утихающий патриотизм — все эти составляющие, несмотря на время и расстояние, являются актуальными в современном обществе. Наша задача — сохранить эти уроки и передать их будущим поколениям, чтобы рассказать о тех, кто сражался за наше будущее.
Исторический контекст, в котором действовала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия, является неотъемлемой частью нашей национальной гордости и идентичности. Важно, чтобы дети знали о подвигах своих предков-земляков, о том, как они защищали свою родину, и о значении этих событий для будущих поколений.
Таким образом, актуальность проекта «Мы - потомки генерала М. М. Шаймуратова» заключается в том, что яркий пример мужества и героизма 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, внесшей значительный вклад в исход победы в Великой Отечественной войне, делает её идеальным объектом для изучения в контексте патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формирования у них чувства гордости за свою страну и республику, уважения к ее истории и людям, отдавшим жизни за свободу и независимость нашей Родины.
Проблема. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Великой Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о ВОВ все меньше и меньше. Мы живем в новом тысячелетии, в другой стране, с другой идеологией. Все вокруг поменялось: города, жизнь людей, их взгляды. К тому же в век информационных технологий, у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень трудно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации.
Для детей война – это праздник 9 мая: выходной, парад, праздничный «салют», а война – это «догонялки» и «стрелялки» в компьютерных играх, забавное шоу, игра.
Современные родители, сами мало знают о той войне, разве что из популярных фильмов и сериалов. Не владея достаточной информацией, не имея навыков педагогического воздействия на ребенка, родители не могут рассказывать детям о войне.
Это подтверждают и данные анкетирования родителей. Большинство родителей не уделяют или не достаточно уделяют внимание патриотическому воспитанию детей, указывают, что им необходима помощь детского сада. При этом согласны принимать участие в мероприятиях, проводимых детским садом по данному направлению.
Данные опроса детей так же показали низкий уровень знаний детей. Дети имеют скудные представления о ВОВ, празднике День Победы и с совсем ничего не знают о наших земляках, 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, героически сражавшейся за свободу нашего народа.
Передать эстафету памяти, показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу — наша задача, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, социумом.
Цели, задачи проекта
Цель проекта. Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств через обращение к памяти о героическом прошлом и гордости за героическое настоящее нашей республики; обеспечение премственности поколений; создание отряда патриотов «Дошколята-Шаймуратовцы».
Гипотеза проекта. Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с боевой славой 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии будет эффективным, кроме того сплотит семьи и сблизит поколения, создаст отряд единомышленников, если будут правильно подобраны, подходящие возрасту формы и методы обучения дошкольников, подготовлены специальные условия, разработан механизм, объединяющий деятельность детского сада и семьи.
Задачи проекта :
1. Продолжать знакомить детей с историческими событиями ВОВ, ее хронологическими событиями.
2. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне через ознакомление детей с героическим подвигом сабельного эскадрона лейтенанта А. Атаева, жизнью и биографией командира дивизии М. Шаймуратова, боевым путем 112–ой Башкирской кавалерийской дивизии.
3. Формировать чувство гордости за героическое прошлое и героическое настоящее нашей страны, республики;
4. Расширять знания детей о военных профессиях.
5. Заинтересовать и вовлечь детей и родителей в поисковую, исследовательскую, познавательную и творческую деятельность, связанную со 112–ой Башкирской кавалерийской дивизией.
6. Развивать познавательные, творческие, коммуникативные, речевые способности дошкольников.
7. Воспитывать уважение к защитникам Отечества на примерах воинов 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии и Башкирского батальона им. М. Шаймуратова, участвующего в специальной военной операции на Украине.
8. Сформировать у участников проекта осознанное отношение к исторической памяти через знакомство с памятниками и мемориальными досками, музеями, созданными и установленными в честь героической дивизии, и ее прославленных воинов.
9. Создать детское сообщество патриотов со своим названием и символикой, атрибутами.
10. Повысить активность участия семей воспитанников в образовательном процессе.
11. Содействовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей.
12. Продолжать формировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
13. Привлечь родителей к созданию группового мини-музея «Учись у героев Отчизну любить», посвященного землякам, защитникам Отечества в ВОВ и СВО на Украине
14. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы играми, пособиями, макетами, продуктами детской и детско-родительской деятельности, наглядной информацией для родителей по теме проекта.
15. Создать картотеку дидактических игр по теме «112-ая Башкирская кавалерийская дивизия», книгу памяти о 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
16. Разработать конспекты бесед, занятий, творческих мастерских, праздников и досугов по теме проекта.
17. Составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по изучаемой теме.
18. Использовать накопленный педагогический опыт для трансляции и тиражирования среди педагогов своего учреждения, других социальных институтов.
Методы, формы, образовательные технологии, применяемые в рамках проекта
Применение современных подходов к обучению патриотизму, использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов, в рамках проекта, помогут сделать процесс обучения более увлекательным и доступным.
Методы:
Игровой;
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Информационно-рецептивный метод;
Репродуктивный метод;
Проблемное изложение;
Эвристический метод;
Исследовательский метод.
Формы по реализации проекта.
С детьми:
интерактивные занятия;
рассказ воспитателя о Великой Отечественной Войне, о боевом пути и героизме 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии;
проблемные ситуации;
беседы (вопрос – ответ);
разучивание считалок, пословиц и поговорок о ВОВ, Родине, стихов о Башкавдивизии и ВОВ;
творческие мастерские;
виртуальные экскурсии по местам увековечивания памяти дивизии и ее воинам;
целевые экскурсии в музей 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии, музей имени Минигали Шаймуратова МАОУ «Школа № 104 им. М. Шаймуратова», к стеле 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии, в Парк Победы;
чтение художественной литературы о ВОВ; стихотворений и рассказов о дивизии;
просмотр мультфильмов о ВОВ;
квест-игра;
квиз-игра «Наш солдат и умом и силой богат»;
игровая деятельность;
познавательная деятельность:
поисковая деятельность;
творческая деятельность (изготовление рисунков, поделок, макетов, значков, буклетов);
двигательная деятельность;
просмотр видеороликов, презентаций, фотографий, альбомов;
выставки продуктов детской деятельности (индивидуальной, коллективной, детско-родительской деятельности по теме проекта (макеты, поделки, рисунки);
работа с картами;
викторины;
военно-спортивная игра «Зарница»;
диагностика знаний детей о ВОВ и теме проекта;
спортивные развлечения «Отважные кавалеристы»;
праздники «День Победы», «Посвящение в юные Шаймуратовцы»;
разучивание песен «Шаймуратов-генерал», «Кавалеристы»;
слушание военных песен, песен о Родине.
Дети-родители:
детско-родительское собрание;
детско-родительская игра;
творческая деятельность (рисунки, поделки):
поисковая деятельность (изготовление видеороликов, презентаций);
С родителями:
анкетирование родителей;
оформление наглядной информации;
консультации для родителей;
акции: «Окно Победы», «112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии посвящается», «Посылка на фронт дорогим Шаймуратовцам», «Письмо солдату».
Образовательные технологии и методики:
здоровьесберегающая технология;
методика нетрадиционного рисования;
игровая технология «Лэпбук»;
квест-технология;
квиз-технология;
мнетотехнология;
технология проблемного обучения;
ИКТ.
Ожидаемые результаты
Дети:
Расширилось представление детей о Великой Отечественной войне.
Знают о боевом пути 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, ее героях – эскадроне лейтенанта А. Атаева, командире генерале М. Шаймуратове, умеют составить связный рассказ о дивизии, принимают активное участие в беседах по теме проекта, высказывают собственное мнение, анализируют поступки героев.
Сформированы представления о мужестве, героизме, отваге народа, значении победы в Великой Отечественной войне.
Дети свободно ориентируются в военных профессиях, понимают их значимость.
Проявляют патриотические чувства - чувство гордости за стойкость и героизм наших земляков в период Великой Отечественной войны, уважение к защитникам Отечества, к участникам войны, ветеранам, бережное отношение к исторической памяти.
Создано детское сообщество патриотов «Юные Шаймуратовцы-дошколята» со своей символикой, атрибутами.
Дети-родители:
Дети и родители понимают важность сохранения и передачи потомкам правды о войне, о героических поступках и самоотверженной любви к Отечеству наших защитников.
Развито умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной, детско-родительской деятельности.
Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Родители:
Повысилось участие семей воспитанников в образовательном процессе.
Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей.
Родители активно принимали участие в пополнении РППС группы, мини-музея «Учись у героев Отчизну любить».
Проект вызвал живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала тесному сотрудничеству всех участников образовательного проекта.
Создание условий:
РППС группы пополнена продуктами индивидуальной, коллективной детской, детско-родительской деятельности по теме проекта (макеты, поделки, рисунки, семейные презентации, книга памяти, исторический дневник 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, играми по теме проекта.
Оформлена наглядная информация по теме проекта в приемной группы (информационные стенды, буклеты).
Разработано методическое и дидактическое сопровождение по теме проекта для педагогов, родителей.
Группа переименована в «Юные Шаймуратовцы-дошколята», создана эмблема группы, изготовлены значки с эмблемой для каждого воспитанника, береты с эмблемой, которые они будут надевать на торжественные мероприятия детского сада, группы.
Создан групповой мини-музей «Учись у героев Отчизну любить».
Воспитатель:
Проанализировала теоретические основы патриотического воспитания, нормативно правовую базу современного состояния патриотического воспитания в России.
Проштудировала интернет-источники, посетила музей
112-ой Башкирской кавалерийской дивизии и составила Исторический контекст 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.
Изучила современные технологии, методы и формы патриотического воспитания, познавательного, творческого, речевого развития дошкольников.
Подобрала наглядный материал.
Составила конспекты интерактивных занятий, творческих мастерских, мероприятий с родителями и детьми.
Подготовила консультации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Составила наглядный мктериал для информационных стендов по теме проекта.
Изготовила презентации, игры, дидактические пособия по теме проекта.
Повысила уровень профессиональной компетентности в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется в четыре этапа. В целях обеспечения непрерывности основных задач проекта, мероприятия каждого последующего этапа плавно интегрируются в предыдущий этап и строятся на подготовленном (изученном) материале в предыдущем этапе.
1этап. Диагностический (15.01.2025г. – 31.01.2025г.)
Цель. Самосовершенствование по данной теме, проведение диагностики и анкетирования.
Планируемая работа:
1. Постановка проблемы.
2. Определение темы проекта.
3. Анализ теоретических основ патриотического воспитания, нормативно-правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России.
4. Изучение интернет-источников и составление исторического контекста 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.
5. Изучение интернет-источников об имеющемся опыте по теме проекта.
6. Проведение диагностики детей.
7. Анкетирование родителей
Продукты этапа:
1. Теоретическая часть проекта.
2. Результаты анкетирования родителей и диагностики воспитанников.
2этап. Прогностический (01.02.2025г. -28.02.2025г.)
Цель. Определение цели проекта, прогнозирование будущего результата, проектирование содержания проекта.
Планируемая работа:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Проектирование образовательного процесса.
3. Прогнозирование ожидаемых результатов.
4. Создание методического и дидактического комплекта по теме проекта.
5. Проведение детско-родительского собрания с целью вовлечения родителей в проектную деятельность, обозначение целей и задач, ознакомления с планом проекта, внесения корректировок в план.
6. Пополнение РППС группы с помощью родителей по теме проекта.
7. Установление контактов с музеями 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии и имени Минигали Шаймуратова МАОУ «Школа № 104 им. М. Шаймуратова» .
Продукты этапа:
1. План работы по реализации проекта.
2. Конспекты и сценарии мероприятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов, наглядной информации по теме проекта.
3. Картотека дидактических игр по теме «112-ая Башкирская кавалерийская дивизия».
4. Настольные дидактические игры о ВОВ и 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
5. Картотека загадок, стихов, считалок по теме «Военные профессии».
6. Картотека стихотворений о 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
7. Альбом «Картины о 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии;
8. Альбом «Памятники и музеи 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии».
9. Альбом военных фотографий.
10. Альбом «Герои нашего времени – Башкирский батальон им. М. Шаймуратова».
3 этап. Практический (01.03.2025г. - 31.05.2025г.)
Цель. Реализация проекта в образовательную практику.
Планируемая работа:
1. Реализация плана работы с детьми.
2. Вовлечение родителей в практическую деятельность проекта.
3. Пополнение образовательной среды группы продуктами детской деятельности (индивидуальной, коллективной, детско-родительской деятельности по теме проекта (макеты, поделки, рисунки, семейные видеоролики, презентции, книга памяти, альбомы)
4. Оформленние наглядной информации по теме проекта в приемной группы (папка-передвижка, буклеты).
5. Формирование методического комплекта по теме проекта.
6. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
7. Корректировка работы.
8. Привлечение родителей группы и всего детского сада к активному участию сбора экспонатов для мини-музея «Боевой славы», сбору фотографий для «Стены героев»;
Продукты этапа:
1. Карта с обозначением боевого пути 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, наград дивизии, где и какие установлены памятники.
2. Исторический календарь важных дат, фактов, событий 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии, который будет пополняться детьми, по мере получения ими новых знаний. Каждый ребенок будет оформлять свой календарь и все вместе групповой (групповой останется в групповом мини-музее.
3. Магниты, созданные в творческих мастерских «Памятники 112-ой башкирской дивизии».
4. Книга памяти о героях 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
5. Эмблема группы «Дошколята-Шаймуратовцы», значки с эмблемой на каждого ребенка, береты с эмблемой. Группа переименована из «Пчелки» в «Юные Шаймуратовцы».
6. Макет «Башкирские кавалеристы в битве за Сталинград».
7. Объемная аппликация «Вечный огонь».
8. Коллективная работа «Журавлиный клин».
9. Групповой мини-музей «Учись у героев Отчизну любить».
10. Банк мультимедийных презентаций, видеороликов по теме проекта.
11. Праздник «Мы обращаемся к сердцу вашему, памяти вашей», посвященный Дню Победы и 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии».
12. Праздник «Посвящение в «Дошколята-Шаймуратовцы».
13. Квиз-игра «Наш солдат и умом и силой богат».
14. Квест-игра «О мужестве. О подвиге. О славе».
15. Военно-патриотическая игра «Зарница», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и памяти 112-ой Башкирской кавалерийской Дивизии».
16. Физкультурное развлечение «Отважные кавалеристы».
17. Буклет «Памятники и памятные места г. Уфа о 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии».
18. Акция «Окно Победы. 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии посвящается».
19. Акция «Посылка на фронт дорогим Шаймуратовцам», «Письмо солдату».
20. Акция «Букроссинг» (обмен книгами о ВОВ между родителями группы).
21. Акция «Возьми на выходные понравившуюся игру или альбом о ВОВ»
22. Собраны и отправлены посылки Башкирскому батальону им. М. М. Шаймуратова, письма солдатам.
23. Информационный стенд «Путь мужества и славы 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии», «80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
24. Выставка семейных стенгазет «Учись у героев Отчизну любить».
25. Выставка семейного рисунка «Война. Победа. Память»
26.
4этап. Заключительный (01.06.2025г. -15.06.2025г.)
Цель. Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
Планирование работы:
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов проекта.
3. Распространение опыта работы.
Продукты этапа:
1. Методический комплект мероприятий с детьми, консультаций для родителей и педагогов, наглядной информации по теме проекта.
2. Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению с боевым путем 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
3. Обобщены результаты реализации проекта.
4. Материалы размещены на сайте ДОО, персональных страницах в сети интернет.