Поянэ Ольга Юрьевна
Взаимодействие тьютора и дефектолога при сопровождении ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная работать в «ресурсной» группе, мы поставили перед собой задачу подобрать наиболее походящий метод для успешной коррекционной работы с детьми с РАС, помочь им социально адаптироваться в незнакомой для них среде. Нам с нашими детьми необходимо было установить доверительный контакт. Но было бы невозможно без устойчивой и сильной внешней мотивации (в виде социальной похвалы, награждения игрушками и вовлечения детей в любимые и интересные занятия и виды деятельности).
Публикация «Взаимодействие тьютора и дефектолога при сопровождении ребенка с ОВЗ в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Установив контакт с каждым из наших детей, мы начали проводить общую диагностику высших психических функций, когнитивной сферы, мелкой и крупной моторики, речи. В своей работе мы использовали следующие методы диагностики:
- VB-mapp (Сендберг М. Л. 2008г)- диагностика вербального поведения детей с речевыми нарушениями.
-наблюдения: свободное, ограниченное временем.
-анкетирование родителей.
-протокол дефектологического обследования с применением метода прикладного анализа поведения.
Для каждого ребенка совместно со всеми участниками образовательного процесса, а так же с тьюторами на основании проведенных диагностик, была составлена индивидуальная программа обучения направленная на развитие всех высших психических функций, включая эмоционально-волевую сферу, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Как же строится наш образовательный процесс?
Рассмотрим непосредственно взаимодействие тьютора и дефектолога.
Дефектолог проводит свои занятия в условиях обучения отдельными блоками (разбивание сложных заданий на простые, используются наиболее эффективные мотивационные усиления для каждого ребенка, а также учитываются индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка в отдельности. Тьютор – непосредственный помощник ребенка, его «руки» и глаза.
В нашей группе воспитывается и обучается 6 детей, 2 год на постоянной основе. По заключениям ПМПк, расстройство аутистического спектра идет сопутствующим нарушением. Первичным является ТНР, ЗПР, нарушение интеллекта.
С какими проблемами мы столкнулись, начиная проводить занятия?
-нежелательное поведение;
- низкий уровень вербальной и невербальной коммуникации;
-низкий уровень навыка вокальной имитации;
-низкий уровень развития общей и мелкой моторики;
-низкий уровень навыка поведения слушателя и низкий уровень развития высших психических функций;
-низкий уровень речи и словарного запаса
-нарушение ориентировки в пространстве
- низкий уровень развития социальных и игровых навыков
Каким образом мы их корректировали?
Начнем с того что занятие в структурированной среде происходит всегда по одной схеме:
-нежелательное поведение, это первое и главное с чем мы столкнулись, и сталкиваемся на протяжении всей нашей работы. В основном нежелательное поведение проявляется в процессе доступа к желаемым (мотивационным) предметам, и избегания в процессе занятия.
После каждого занятия, тьютор получает рекомендации дефектолога, по закреплению навыков. Тьютор включает навык в лист сбора данных, и отрабатывает на индивидуальных занятиях с ребенком
-невербальная коммуникация – из 6 детей у нас 2-е неговорящих, Петр и Матвей. Для каждого из них создана книга альтернативной системы коммуникации PECS с помощью, которой ребенок учится взаимодействовать и проявлять свои желания. Роль тьютора на этапе введения карточек PECS очень важна. Рассмотрим на конкретном примере. На требования Пети о мотивационном предмете - машинке, мы предоставляли ему книгу PECS, в которой на начальных этапах была прикреплена лишь одна карточка с изображением желаемой машины. На вопрос педагога «что ты хочешь?», Петя должен был открепить карточку от книги и дать педагогу в руку. Если Петя не понимал, что от него требуется, тьютор брал руку Пети в свою руку и «рука в руке» они давали карточку педагогу, после чего Петя получал желаемую машинку.
-вербальная коммуникация - с помощью вокальной модели просьбы дети учатся самостоятельно строить простейшие фразы и отвечать на простейшие вопросы. Во время занятия, ребенок формулирует фразы с незначительной подсказкой. Например: Рома говорит «Я хочу поиграть». Но нам нужно, что бы ребенок просил полной фразой, подсказкой в случае с Ромой будет первая буква имени педагога, полная фраза звучит: «Ирина Артуровна, я хочу поиграть с лего». В данном случае подсказку в виде первой буквы педагога дает тьютор, так же тьютор отрабатывает навык вербальной коммуникации не только на занятии с педагогами, но и при спонтанном обучении, вне структурированной среды. Мы видим, что ребенок что-то желает и создаем условия для того, чтобы он попросил.
-навык вокальной имитации (ЭХО) – используется для работы с неговорящими детьми наряду с альтернативной системой коммуникации.
- развитие общей и мелкой моторики - на занятиях на развитие общей моторики мы предлагаем ребенку поиграть в мяч, бросить мяч в корзину, попрыгать по кочкам; на развитие мелкой моторики: собрать паззл, найти мелкие детали в песке, перебрать крупы и т. д. Если ребенок не в состоянии выполнить задание, задание выполняется с помощью тьютора. Тьютор берет руки ребенка и выполняет задания «рука в руке».
-развитие навыка поведения слушателя, а так же развитие всех высших психических функций - давайте рассмотрим на примере задания на классификацию предметов с применением карточек-дистракторов – отвлекающих внимание ребенка. Перед Ярославом на столе, раскладываются 8 карточек: машина, барабан, автобус, дерево, торт, кошка, рыба, гриб. Педагог дает инструкцию ребенку из 8 предметов дать 3 предмета: «дай мне автобус, кошку и гриб», если ребенок не в состоянии выполнить задание, задание выполняется с помощью тьютора. Тьютор берет руки ребенка и выполняет задания «рука в руке».
-развитие речи и развитие словарного запаса
-ответы на простейшие вопросы ( пример: «как тебя зовут», «как зовут маму?», «сколько тебе лет?» и др.)
-ответы на вопросы по картинкам или книгам ( пример: «кто летит?», «кто сидит», «кто плачет» и др.)
- ответы на вопросы как, кто делает ( пример: «как делает паровоз?», «как кричит гусь?», «как мяукает кошка?» и др.)
-ответы на вопрос «для чего это нужно?» - ребенку предоставляю несколько картинок с изображением известных ему предметов; например: утюг, кастрюля, тряпка. (Задается вопрос «для чего это нужно?», ребенок отвечает : «вещи гладить», «суп варить», «пол мыть» и др.)
-наименование предметов (ребенку предлагаю посмотреть на картинку и сказать «кто?» или «что?» это)
-развитие ориентировки в пространстве – Например: педагог дает ребенку мяч, и дает инструкцию «положи мяч в корзину» с предлогами в, на, под. Инструкция «встань возле окна» с предлогами за, возле, рядом. Если ребенок не в состоянии выполнить задание, задание выполняется с помощью тьютора. Тьютор берет руки ребенка и выполняет задания «рука в руке».
Коррекционные занятия с детьми с применением АВА-терапии, дают свои результаты:
-дети могут находиться в группе и на коррекционных занятиях без нежелательного поведения, адекватно вступают во взаимодействие со сверстниками и педагогами.
- один ребенок из двух неговорящий на данный момент активно осваивает навыки имитации речи, необходимые для успешной коммуникации. По просьбе, за мотивацию может произносить большую часть простых гласных ([а], [о], [у], [и], [ю]) и часть согласных звуков ([т], [н], [с], также может произносить отдельные слоги на основании освоенных звуков ([та], [ту],[ти], [на], [но], [ни] и т. д.).
-неговорящие дети с успехом осваивают альтернативную систему коммуникации посредством обмена карточек PECS
-убраны некоторые из аутостимуляций (бросание предметов в мелкие щели, царапание, причитание, качание со стороны в сторону, «шумные» ручки);
- дети без нежелательного поведения самостоятельно отдают мотивационные предметы и ждут задание;
- адекватно реагируют на перемещения предметов в кабинете для занятий;
-демонстрируют свои умения и навыки с разными специалистами группы
-значительно вырос уровень общей и мелкой моторики
-скорректирована эмоционально-волевая сфера (дети не так реагируют на внешние раздражители, а мальчик, который ранее не давал играть вместе с ним в различные игры, подпускает сверстников и даже сам иногда становится инициатором игровой деятельности)
- уровень всех высших психических функций (памяти, воображения, мышления, речи, восприятия) значительно стал выше, что подтверждают карты динамики развития.
- сформирован навык ориентировки в пространстве
- говорящие дети на данный момент просят желаемое с незначительной подсказкой полными фразами. Умеют отвечать на простые вопросы и отказываться от того чего они не хотят.
-Добавляют знакомые фразы.
-возросла собственная инициатива к деятельности.
Стоит так же отметить, что есть не только успехи, но и неудачи, в данный момент мы тоже сталкиваемся с трудностями:
- появляются новые самостимуляции: игра со слюной, бросание предметов в воздух, кривляние в зеркалах в различных ситуациях, бормотание.
-появляются новые формы нежелательного поведения.
При появлении новой формы нежелательного поведения мы тут же реагируем на это и пишем новый протокол коррекции.
На наш взгляд, АВА-терапия это совершенно новый метод работы для всех педагогов, ведь он совершенно не похож на те методы, которые уже широко известны специалистам и использовались ранее. С применением прикладного анализа поведения (АВА-терапии, по-нашему, мнению появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра. И важнейшее место в обучении и воспитании детей с РАС занимает именно тьютор, ведь тьютор как никто знает ребенка и может предугадать и действия ребенка в той или иной ситуации. Что значительно оказывает помощь на занятиях с дефектологом.
Мы можем с уверенностью сказать что тьютор – это тонкая связующая нить между ребенком и внешним миром. Основной целью тьютора является то, чтобы ребенок мог обходиться без чьей либо помощи, самостоятельно справляться с трудностями повседневной жизни, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.