Светлана Ильина
Взаимодействие семьи и образовательных организаций в вопросах сохранения и укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Ленинградский областной институт развития образования»
XIII региональная научно-практическая конференция
«Здоровье и образование»
Доклад по теме:
«Взаимодействие семьи и образовательных организаций в вопросах сохранения и укрепления здоровья»
Доклад подготовила:
Воспитатель высшей квалификации;
Ленинградская область;
Город Кингисепп
МБДОУ №12
Шабаева Светлана Анатольевна
koshka-32-66@mail.ru
Кингисепп - 2024год
Публикация «Взаимодействие семьи и образовательных организаций в вопросах сохранения и укрепления здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает глупо, как человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос»
Плутарх – древнегреческий философ, писатель и историк.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирование навыков и привычек здорового образа жизни как никогда является актуальной. Ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы. Достичь необходимого интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Здоровье — самый важнейший фактор развития организма человека, особенно в дошкольном и школьном возрасте.
Как мы представляем себе понятие - здоровье? В первую очередь можно сказать, что здоровье это счастье, счастливый человек- здоровый человек.
Счастье для родителей, когда ребенок не болеет, когда не надо бегать по врачам и переживать о завтрашнем дне. Парируя философскими терминами, здоровье - это гармония физического «я» человека и духовного «я» человека, состояние полного физического, психического и социального благополучия. А разве физически и духовно развитый человек не счастлив? Именно здоровый ребенок, ощущает себя гармоничным в нашем социуме.
Здоровье маленького человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано ему самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться его укреплять, получить целостные знания о здоровом образе жизни. [1]
Известно, что в дошкольный период идёт становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
[1] Айзман Р. И. Педагогическая и медицинская валеология: Цели, задачи // Валеология. - 1997. - №2. - С. 23-26.
Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привлечь ему навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти и другие вопросы необходимо в тесной работе, в первую очередь, с семьей, детским садом и обязательно школой, при этом используя самые передовые формы работы. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может научить каждого беречь свое здоровье. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровье сбережения детей, то родители часто игнорируют советы педагогов, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов, но и непосредственного участия родителей. Именно через семью, необходимо заложить непреходящую ценность здоровья, родителям молодого поколения осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, накапливать и сохранять знания о своем теле, рабочих функциях организма. Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются с раннего возраста, и поэтому очень важно с самого раннего детства формировать у человека вале логическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Основоположник валеологии И. И Брехман писал: «Именно здоровье человека должно служить его визитной карточкой». Здоровье – это уникальный, духовный аспект и феномен человека. Современный человек знает достаточно о здоровье, о том как его необходимо поддерживать. Однако, что бы эти знания давали результат их необходимо пополнять, развивать и накапливать, конечно устранять все негативные компоненты, замедляющие, препятствующие их воплощению. [2]
Понятие здоровья раскрывается в наше время более широко, нежели отсутствие заболеваний. К сожалению, в настоящее время в жизни наблюдаются негативные тенденции состояния физического, психического, духовного и нравственного здоровья.
В связи с этим возникает необходимость совершенствовать знания о здоровом образе жизни через все образовательные учреждения и в первую очередь через семью. Именно семья должна первой научить ребенка задумываться как ему дальше жить. Здоровым и веселым или болезненным и малоактивным.
Значимую и особенную роль в этом имеет сформированность глубоких, прочных знаний и навыков, о здоровом образе жизни, у родителей. В современных условиях жизни особую значимость имеют знания семьи в формировании, сохранении и укреплении здоровья детей.
[2] Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М. : Физкультура и спорт, 1990. — 208 с
Семья, как самый главный социальный институт, должна создать благоприятные условия для развития, сохранения и укрепления физического, психического здоровья ребенка от рождения Следить за его состоянием и поддерживать здоровье детского организма – одна из важнейших задач родителей. Здоровый ребенок, взрослея, гораздо быстрей включается в общественную жизнь, реализует себя в профессии и с большим успехом справляется с преградами и трудностями, которые появляются на его пути. Крепкое здоровье особенно важно в раннем периоде жизни – это обеспечит ребенку, жизнедеятельность, энергичность, будет способствовать лучшему восприятию информации и успешной учебе. Таким образом, главная задача семьи формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
Г. Л Апанасенко и Л. А Попова говорят: «Здоровье – это гармония, внутрисистемный порядок, обеспечивающий такой уровень энергетического потенциала, который позволяет человеку хорошо чувствовать себя и оптимально выполнять биологические и социальные функции». Какие функции сможет выполнить больной ребенок, незнакомый с основными принципами сохранения и укрепления здоровья? [3].
Здоровье сберегающее направление предполагает формирование у дошкольников и школьников установки на здоровье, как на важную жизненную ценность, реализацию комплекса здоровьесберегающих навыков в ходе образовательного процесса.
Формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности, что может культивировать у дошкольников осмысленное отношение к собственному здоровью. Главным препятствием является, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.
[3] Г. Л Апанасенко и Л. А Попова;- Журнал «Валеология» №1, 2006.
Поэтому и в образовательных программах учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, главным является - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Еще раз хотелось бы обратиться к трудам В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить, забота о здоровье - это важнейший труд. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», формировать у них здорового образа жизни. [4]
Трудится над своим образом жизни, над своим здоровьем, достигать поставленных целей и ставить новые задачи по формированию знаний, укреплению и развитию своего здоровья. Вот главные задачи семьи и образовательных учреждений, по отношению к подрастающему поколению. Как говориться: «Без труда, не выловишь и рыбку».
Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек неотделимая часть окружающего мира. Еще в 18 веке Екатерина II понимала, как важно подрастающему поколению научиться заботиться о своем здоровье. Она утвердила городские народные училища, где ученикам уже тогда преподавали, как заботится о своем здоровье. Формировали и развивали знания здорового образа, внедряя их в жизнь детей.
Помните слова Владимира Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха. Что такое хорошо. И что такое плохо?» А где необходимо находить ответ на эти вопросы, ели нет знаний. Конечно «В книжке». О чем хотел сказать поэт, да все о том же, что знания получение великими учеными, врачами и педагогами можно получить через книги. Родители читайте больше и у вас будут элементарные знания о формировании здорового образа жизни ваших детей. Внедряйте свои знания в свою жизнь и жизнь вашего ребенка.
[4] Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.
Хочется так же познакомить вас с перефразированным, но очень точным, по смыслу ЗОЖ, стихотворением Маяковского, с которым нас познакомила педагог Челябинской области.
Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку-
То найдешь здоровья клад.
Если ты не моешь уши
В ванную сам не идешь,
С сигаретою долго дружишь.
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно умываться по утрам и вечерам
Обливаться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это нужно только нам.
Как же донести все эти слова до семей, до детей так, чтоб они не только поняли, но и воплотили в жизнь не так сложно, но мы как всегда сталкиваемся с безразличием данной проблемы со стороны семей. Не пичкайте своих детей чипсами, сухариками, лимонадами и другой пагубно влияющей на здоровье пищей. Здоровье не купишь и не займешь, его надо научиться развивать и укреплять. Еще Геродот сказал: «Когда нет здоровья, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум». Если нет здоровья – мир становиться тускнея.
Из личного опыта могу сказать, что большая часть современных родителей помнит свое призвание - воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, природе, соблюдению норм и правил жизни нашего общества, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья. Они очень хорошо знают, что ребенку полезно быть закаленным, развитым физически и умственно. Но эти знания не всегда претворяются в жизнь по отношению к собственному ребенку. Они считают и следят за тем, чтобы ребенок хорошо читал, считал, писал — и думают, что самое важное в его жизни. А здоровье как само собой разумеющееся, есть отлично, а слабое – залечим лекарствами. Очень часто семья перекладывает свои обязанности на школу, тем самым делая одну из глубочайших ошибок в формировании личности.
Семья изначально ориентирована на закладке здоровья каждого ребенка, на развитие его способностей, физического и духовного здоровья. Вот почему наше общество в формировании здорового образа жизни у детей делает ставку на семью. Родители обязаны приложить к этому все свои силы, знания, опыт и мастерство.
Но не так часто встречается семья, которая способна полностью сформировать знания ребенка о ЗОЖ. И поэтому на помощь приходят другие образовательные институты : на раннем развитии ребенка это детские учреждения, дальше школа, институты и конечно общественность – это главные социальные институты, отвечающие за воспитание, формирование и развитие у детей и подростков знаний и навыков. Они играют ведущую роль в становлении и развитии личности ребенка, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья. [5]
На современном этапе развития системы общего образования особое внимание педагогов, ученых и практиков занимают технологии сохранения и развития здоровья, учащихся в образовательном процессе. Наблюдаемые тенденции разрушения здоровья подрастающего поколения являются на сегодня одной из важнейших проблем всего человечества.
[5] Кончина, О. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе реализации программы валеологического образования «Здравствуй!» / О. А. Кончина // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3, с. 44 – 50.
Физическое развитие ребёнка – неотъемлемая составляющая любых комплексных образовательных программ в образовательном учреждении. За последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков, молодёжи. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость. Не только в дошкольном образовательном учреждении, но и школе должна проводиться работа по укреплению и сохранению здоровью детей на основе тесного взаимодействия педагогов с родителями.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у телевизора и компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. У родителей отсутствует потребность в здоровом образе жизни, недостаточный уровень педагогической культуре в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к здоровью детей [5]
Но при грамотном построении педагогического процесса можно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка Очень важно, чтобы требования, предъявляемые ребенку в условиях общественного воспитания и семьи, были едиными, чтобы и в семье, и в образовательном учреждении он получал все необходимое для полноценного физического и психического развития.
На сегодняшний день состояние здоровья детей и подростков вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
По данным НИИ педиатрии:
14 % детей из 100% только практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
20% - наркоманы школьники.
Какие ужасающие данные. Если только хорошо вдуматься, то что же происходит с детьми, когда они начинают взрослеть. Если только хорошо вдуматься, то что же происходит с детьми, когда они начинают взрослеть? Они теряют здоровье?
Здоровье сберегающие технологии должны прочно войти в каждый дом, семью, детский сад, школу и т. д. Только тогда мы сможем изменить катастрофически разрушающую силу болезней и упадка здоровья детей. В этом немаловажную роль играет развитие мотивации у детей и подростков которая вырабатывала бы у них осознание того, что здоровый образ жизни – это не только необходимо, но правильно, интересно и полезно. Важно, чтобы включилась так называемая само мотивация, и ребенок желал и стремился бы придерживаться правил хорошего здоровья.
Какие самые распространенные факторы отрицательно влияют на здоровье детей :
• Отсутствие знаний о здоровом образе жизни и его положительных аспектах.
• Информационные перегрузки.
• Несовершенная организация учебной деятельности.
• Недостаточная двигательная активность.
• Авторитарная система обучения.
• Низкий уровень культуры здоровья.
• Резкое снижение возраста курильщиков. С 6 лет.
Наша задачей является: научить не только сохранить здоровье детей, но и укрепить его. А именно, установить, упорядочить и закрепить в жизнь детей главные факторы, положительно влияющие на здоровье. Это возможно сделать только через:
- через работу с семьей, закрепив в них знания о здоровом образе жизни;
- утренняя гимнастика;
- массаж и самомассаж;
- физ. Минутки вовремя или перед занятием (НОД в ДОУ);
-организация двигательной активности, длительность прогулок;
-различные комплексы закаливание;
-полноценное и рациональное питание;
-полноценный сон;
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил;
- гимнастика для глаз;
- релаксационная пауза;
- корригирующая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- психогимнастика;
- воспитательное показательные презентации о вреде курения и алкоголя и т. д.
А так же детям необходимо:
- дать элементарные валеологические знания о работе различных органов человека;
- развивать умения использовать знания о здоровом образе жизни и бережном отношении к своему здоровью;
-научить вырабатывать собственный вариант здорового образа жизни;
- воспитывать желание для сохранения и укрепления собственного здоровья;
- необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведения занятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;
- поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;
- поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную активность детей;
- расширение объема содержания занятий.
Важно, чтобы семья и образовательные учреждения непосредственно и взаимосвязано участвовали в развитии ЗОЖ у детей, помогали друг другу в осуществлении здоровье сберегающего процесса. Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным.
Заключение
За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
Педагоги дошкольного учреждения, должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
Успех сотрудничества семьи и образовательного учреждения во много зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления.
И завершить свою речь хочется словами Давида Тухманова:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?
И только так – здоровье сохранить?
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей Здоровье сохранить!
Будьте здоровы! Большое спасибо за внимание!
Литература
1. Апанасенко Г. Л и Л. А Попова;- Журнал «Валеология» №1, 2006.
2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д. : Феникс— 248 с., 2000
3. Айзман Р. И. Педагогическая и медицинская валеология: Цели, задачи // Валеология. - 1997. - №2. - С. 23-26.
4. Белкина В. Н. «Дошкольник: обучение и развитие воспитателям и родителям»
5. Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников.
6. Баранов A.A. Состояние здоровья детей на рубеже веков: Проблемы и решения И Проблемы туберкулеза. 2001. - № 1. - С. 3-9.
7. Барзилович Е. Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. М: Изд-во "Просвещение", 1994. - 594 с.
8. Басов A.B. Образ жизни и наше здоровье. Ярославль: Изд-во ЯПИ, 1989. -211с.
9. Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. – Киев: Рад. шк., 1987. – 128 с.
10. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
11. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей : монография. – М. : Айрис-пресс, 2012.
12. Кончина, О. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе реализации программы валеологического образования «Здравствуй!» / О. А. Кончина // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3, с. 44 – 50.
13. Смирнов П. Н., Н. В. Ефанова, Л. М. Осина, С. В. Баталова. «Физиологические основы здоровья человека» – Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2016. – 228 с
14. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.
15. Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2009. – Режим доступа: detskiysad / fizvos/sotrudnichestvo.html. – Дата доступа: 16.11.2010.
16. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Минск: Зорны верасень, 2007