Анна Прохорова
Взаимодействие с родителями по развитию коммуникативных компетенций у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В работе освещается вопрос об актуальности привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Приводятся примеры методов работы с родителями воспитанников.
Ключевые слова: развитие коммуникативных навыков, коммуникативная компетенция.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В современном мире актуальной является проблема, связанная с дефицитом родительского внимания у детей. Уровень детско-родительских отношений с годами претерпел глобальные изменения. В силу многих внешних факторов родители не могут уделять столько внимания детям, сколько им требуется, и впоследствии это сказывается на индивидуальном развитии ребенка.
Практический опыт работы указывает на возникшие в связи с этим трудности у детей 6-7 летнего возраста в общении со взрослыми и сверстниками в группе.
Коммуникативные способности динамично развиваются в дошкольном возрасте, и одна из основных задач взрослых - это оказать помощь ребенку в выстраивании взаимоотношений с окружающими его людьми. На то, какое положение будет у ребенка в детском коллективе, влияет коммуникативная компетенция. Данная компетенция формируется в дошкольный период, и положительное влияние на нее оказывает правильно выстроенный воспитательный процесс со стороны родителей.
Существенную роль при этом играет вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОО. Данная работа состоит из повышения знаний родителей воспитанников по вопросу совершенствования коммуникативных навыков детей.
Учеными доказано, что ребенок чувствует себя спокойнее, увереннее и комфортнее со своими близкими, следовательно, процесс усвоения коммуникативных навыков в семье обладает более плодотворными результатами.
В своей практике воспитатели использую традиционные и нетрадиционные методы работы с родителями. Целью данных методов работы является привлечение родителей к совместному времяпрепровождению, обоюдной деятельности с детьми и создание комфортной атмосферы в коллективе. Приведем примеры некоторых видов работы, применяемых нами на практике:
Семинар-практикум. Семинар – практикум занимает почетное место в просветительской деятельности работы педагога и способствует корректно выстроенным взаимоотношениям. Темы могут быть различными: «Как правильно научить ребенка общению», «Секреты дружбы в дошкольном возрасте» и т. д. Такие семинары повышают профессионализм родителей в вопросах о коммуникативном развитие детей.
Семейная стенгазета. Являясь нетрадиционной формой просвещения родителей, стенгазета учит свободному общению в непринужденной обстановке. В процессе работы дети с родителями выбирают фото со значимыми для них событиями. В группе совместно с воспитателем дети приступают к оформлению газеты и делятся впечатлениями от своих фото. Тематика стенгазеты может быть разнообразной, в зависимости от календарно-тематической недели или праздников. Стенгазета крепится в доступном для просмотра родителями месте, тем самым привлекает к коммуникации взрослых и детей. Данный метод работы способствует также эффективному развитию речевой активности дошкольников.
Проектная деятельность. Одна из самых результативных форм работы в настоящее время. Совместное выполнение проектов развивает в детях коммуникативные качества, творческие способности. Работа над общим проектом объединяет участников процесса, приобщает к сотрудничеству, выявляет индивидуальность личности ребенка, обучает взаимопониманию.
Семейные альбомы. Современный метод работы ДОУ с семьями воспитанников. Одним из этапов данной деятельности является процесс презентации своего альбома перед всей группой. В результате проведенной работы, дети учатся раскрепощаться, коммуницировать, а уровень развития их речи повышается.
Совместная организация утренников и праздников. Такая форма работы является весьма продуктивной в воспитательно-образовательном процессе и благоприятно влияет на создание комфортной обстановки и объединению всех членов мероприятия. В процессе дошкольники обучаются слушать сверстников и взрослых, познают чувство эмпатии, что формирует их коммуникативные компетенции.
В заключении, хочется отметить, что все вышеперечисленные методы работы с родителями положительно влияют на коммуникативные качества личности ребенка и создают благоприятную атмосферу для становления эмоционально-волевой, социальной и интеллектуальной сфер развития детей.
Данные примеры работы с родителями должны проводиться систематически. Вследствие этого родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе и из наблюдателей превратятся в активных участников, что поспособствует созданию атмосферы взаимного уважения в группе ДОУ.
Список информационных ресурсов:
1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
2. Кокоева, А. Т Формирование педагогической культуры родителей / А. Т. Кокоева. — Владикавказ, 2013. — 122 с.
3. Кузнецова, С. В. Проектирование развития ДОУ : метод, пособие / С. В. Кузнецова. — М. : ТЦ Сфера, 2014. — 112 с.