Лариса Козлова
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие собственного педагогического опыта
Воспитателя : Козловой Ларисы Николаевны по теме:
«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам
экологического воспитания старших дошкольников»
Актуальность
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Охрана окружающей среды – это задача 21 века, здоровья людей всех наций. Здоровье нашей нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания потомкам своим. Многие думают, что решающая роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество. Отсюда следует, что важную роль, приобретает экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.
Сегодня экологическая проблема, стала одной из проблем современного общества. Окружающую среду спасти сможет тот, кто осознает ответственность за судьбу общего нашего дома-планеты Земля. Природа - это есть наша неотъемлемая часть, от которой мы зависим.
Следовательно, наша задача с вами, это воспитание у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе.
Моя работа, это создание системы непрерывного экологического образования, которое является дошкольное. Именно в раннем возрасте, закладываются основы мировоззрения, его отношения к окружающему миру.
Более того, если мы взрослые, научим детей, с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить её, личным примером показывать своё правильное поведение и отношение к природе, то можно будет надеяться, что эти дети, вырастут патриотичными к своей Родине. Наше новое поколение будет экологически грамотным, здоровым, но и личностно, интеллектуально, духовными.
В наше время, проблемам экологического воспитания, всё больше и больше уделяют вниманию. Как вы думаете, почему эти проблемы стали на первом месте? Вся причина в том, что деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная, расточительная, ведёт к нарушению экологического равновесия. Соответственно, в основе этой работы используется проектная технология, эффективно основанная на взаимодействии педагога - родителей - воспитанников.
В добавление к вышесказанному, работа по экологическому воспитанию дошкольников вместе с родителями, является одной из основной частью работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, с усилиями совместными, главную задачу можно решить – это воспитать человека, экологически грамотным.
Основная идея
Дошкольный возраст, это этап развития у ребёнка экологической культуры. В этот период закладываютcя оcновы личности, отношение к окружающему миру. Экологическое воспитание в целом играет не меньшую роль и в эстетическом воспитании детей. Благодаря этому у детей формируются знания, нормы и правила взаимодействия с природой, сопереживания к природе, активность в решении экологических проблем. Цель экологического воспитания и работа с родителями, является одной из составных частей работы дошкольного учреждения, формирование бережного отношения к окружающей среде, развитие экологической культуры у ребёнка, экологического сoзнания, мышления.
Прежде чем ставить цели перед собой, надо понять, с кем предстоит работать, образование родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат. Работу нужно проводить, объединив родителей в подгруппы, дифференцированно.
Cемья, занимает важное место в экoлогичеcком воспитании ребёнка. Именно в семье формируются оснoвы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. У ребенка в семье закладывается 80 % черт характера. Существуют нетрадиционные и традиционные формы общения воспитателя и родителя, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
У детей в домашних условиях обязательно должна быть экологическая развивающая среда. Это уголок живой природы, комнатные растения выращенные ребёнком самостоятельно, или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за растениями.
В процессе ознакомления детей с природой формируется ряд качеств, таких как нравственного и эмоционального развития: активность, сознательность, самостоятельность, сопереживание, выражение и проявление положительных эмоций. Исходя из этого, можно сказать, что природа поможет ребенку развиваться всесторонне. Таким образом, отсутствие у детей знаний, приводит часто к образованию различных предрассудков и суеверий. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику ребенка, ожесточает их.
Cовременное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умеющего оберегать природу родного края и страны в целом.
Теоретическая база
В настоящее время, создано большое количество программ, которые направленны на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.
Теоретической базой стали идеи ведущих отечественных психологов и педагогов, занимавшихся вопросами экологического воспитания дошкольников.
Педагоги утверждали, что чем раньше начинать приобщать детей к природе, тем богаче будет их жизненный опыт. В книгах «Детский мир» и «Родное слово» уделяли большое внимание значению природы в воспитании детей, показывая её логику в сказках и рассказах для детей. В работе с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения. Особое место отводится работе с произведениями, в которых много простых и ясных образов и сюжетов. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает детей ввести в мир «отраженной природы», мир искусства. Сюжеты произведений доступны и привлекательны для детей любого возраста, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.
Новизна
Новизна опыта заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.
Новизна каждого проекта заключается:
1. связь с окружающим миром, экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность.
2. определение целей и результатов.
3. нахождение и использование методов и форм.
4. обогащение жизненного опыта.
5. определение актуальности проблемы, стоящей перед ребенком.
Проекты, над которыми я работаю с детьми, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы «Детство», авторы В. И Логинова., Т. И. Бабаева., Н. А. Ноткина.
Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, начальной школе, учреждениях дополнительного образования, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком. Элементы практической деятельности из моей работы, педагоги могут использовать как весь опыт, так и отдельные элементы. Игры разработаны так, чтобы любой воспитатель мог бы ими воспользоваться, адаптируя каждую игру для своих детей, но при этом сохраняя смысл.
Технология опыта
В своей педагогической деятельности, с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Экологические игры : дидактические, сюжетно-ролевые, игры-опыты, игры-ребусы, игры-медитации. Использование экологических игр создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.
Игры проводятся как коллективно, так и индивидуально, учитывая возраст ребёнка.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать у ребёнка способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
В работе с детьми я часто сталкивалась с недостатком информации и наглядного материала. Отсюда следует решение, в использовании современных информационных технологий - это мультимедийные презентации либо уже готовые, либо готовлю их сама. Современные цифровые технологии и Интернет помогли мне собрать богатый иллюстративный и информационный материал о растениях, животных, явлениях природы. Использование компьютера помогло мне значительно изменить предметно-пространственную среду в группе.
Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую и другой разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи, презентации.
Часто применяю с детьми экспериментальную деятельность с песком, глиной, водой, воздухом, снегом, льдом, где дети на практике постигают неизведанный мир природы.
театрализованные представления и экологические праздники, способствуют эмоциональному восприятию природы через собственные действия и переживания.
Проблема формирования экологической культуры решалась с помощью родителей. Родители были приглашены на развлечения и праздники экологического содержания, принимали участие в акциях, в благоустройстве участков на территории детского сада. Родители были приглашены на открытые занятия, развлечения, мастер-классы, где вместе с детьми проводили эксперименты и исследования, наблюдали за повадками животных, выращивали растения, ставили простые эксперименты с природным материалом.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. С целью выявления увлечений взрослых и детей, отношения родителей к проблеме воспитания, я провожу анкетирование. В уголке для родителей оформляется "Экологическая копилка", где размещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках, выпускаются тематические буклеты.
На родительских собраниях проводятся мастер-классы, семинары-практикумы, семейные клубы.
Результативность опыта
Подводя итоги и анализируя результаты, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Экологические игры формируют и подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Природа очень сильно влияет на ребенка: она встречает морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота нашего окружающего мира рождает у ребёнка чувство привязанности к месту, где родился и живешь, и конечно, любовь к Родине. Сущность этого опыта помогает развивать у детей важнейшие операции мышление, основой овладения ребёнком действиями наглядного моделирования. Мой опыт обеспечивает системный подход к экологическому образованию ребёнка, формирует осознанное отношение к природе.
В своей работе мною была создана :
- экологическая предметно-развивающая среда.
- картотеки игр, упражнений, методических пособий, дидактических игр по экологии.
- сформирован познавательный интерес к природе у детей.
- сформированы такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность.
- проведены экологические праздники и акции.
- организовано активное участие родителей в жизни ДОУ.
В процессе опыта произошли изменения : дети заметно расширили свои экологические представления, вырос интерес к объектам и явлениям природы, влияние человека на природу, появилось желание соблюдать правила поведения в окружающей среде, появился интерес к природе своего города.
При ознакомлении с окружающим миром, создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: дети сравнивают, обобщают то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель, наблюдают за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации, литературные персонажи. Отсюда следует, главное в экологическом воспитании – личная убежденность воспитателя, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы, учит испытывать радость от взаимодействия с живыми существами, воспитывает в творчестве.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования, является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, формированию экологически грамотного поведения.
При использовании данного педагогического опыта могут возникнуть трудности, связанных с нежеланием детей принимать активное участие в проекте или пассивность родителей в ходе его проведения, поэтому каждый ребенок и его родитель требовали индивидуального подхода к решению проблем. Для родителей были подобраны консультации, беседы с детьми во время совместной прогулки.
В добавление к вышесказанному, наша с вами задача - это раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень внимательны и наблюдательны, видят положительные и отрицательные действия взрослых.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь.
Список литературы
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003г.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
5. Жерневская Т. В., Мальтнова Л. А. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. - №3. – С. 87-94.
6. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. :, 2016. – 208 с.
7. Белинская Е. В стране Экологии : Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог. –2006.–№ 11.–С. 23–28.
8. С. Н. Николаева, И. А. Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: /– М. : ГНОМ и Д, 2003. – 100с.
9. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
10. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук. - Ярославль, 1997.
11. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М. : Просвещение, 1998.
12. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2000.
13. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.
14. Рунова М. А. и др. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. - М., 2006.