Елена Копаева
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования
Семья является первоисточником и образцом формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцами для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
Публикация «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
-информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
-обеспечить открытость дошкольного образования;
-создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
-поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
-создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы :
-Положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
-Учёт индивидуальности ребёнка;
-Укрепление внутрисемейных связей;
-Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
-Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Важно «влюбить» родителей, заинтересовать их совместной деятельностью, так как «вместе» мы можем сделать намного больше для развития ребёнка, для повышения качества дошкольного образования. Сделать это можно только тогда, когда родители поймут, что малышу хорошо в детском саду, его здесь любят и всегда ждут.
Особенности организации традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьив условиях введения ФГОС ДО в нашем детском саду - 2младшая группа.
Родительское собрание. Использование презентации, показ детьми театральных постановок, концертов, выступления родителей с трансляцией семейного опыта, приглашение специалистов: психолог, социальный педагог, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования.
Консультации. Важные вопросы воспитания и развития детей, в том числе по запросам родителей размещаем в родительском уголке, на сайте ДОУ, на странице родительского клуба. Консультации специалистов (психолог, медицинская сестра, инструктор по физкультуре) помогают родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду, сохранения здоровья малышей, организации совместной игровой деятельности.
День открытых дверей, открытые занятия. Привлекаем родителей к организации образовательной деятельности : выступление с презентацией, проведение игры, дидактического упражнения, участие в театральных постановках.
Фотовыставки, семейные альбомы. Постоянно действует фотовыставка «Жизнь замечательных детей», она повышает информированность родителей о жизни ребёнка в детском саду, создаёт положительный эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество. Семейные фотоальбомы, которые приносят воспитанники в группу, позволяют малышам, находящимся далеко от папы и мамы, чувствовать, что они вместе, ощущать тепло семьи.
Особенности организации нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и семьив условиях введения ФГОС ДО в нашей группе.
Конкурс семейных талантов. Родители талантливы многогранно: артисты цирка, спортсмены, кулинары, поэты, рукодельницы, мастера «золотые руки». Мы в группе проводили конкурс талантов, к изготовлению поделок привлекались и дети. «Когда семья вместе, то и душа на месте!». Прекрасные спортивные, музыкальные, цирковые «семейные» номера бывают у нас на праздниках.
Мастер-класс. Проводят как родители, так и педагоги: вышивка, театральные игры, плетение из бисера «деревья», подвижные игры в детском саду.
Семейные спортивные встречи. Спортивные досуги и праздники, «Лыжня России», «Кросс нации».
Семейные проекты. По интересам детей, участие в конкурсах.
«Круглый стол». По любой теме, с привлечением специалистов. Используем приё мы: «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, обмен опытом, просмотр видеоинформации.
«Сундучок пожеланий». Родители высказывают свои предложения, пожелания по организации работы в группе.
«Клуб по интересам». Посещение театра, кино, городской праздник, посиделки за чаем (чайные традиции, кулинарное мастерство, встречи с выпускниками – школьниками).
Мы, педагоги, считаем взаимодействие с семьёй важным условием повышения качества дошкольного образования. В условиях введения ФГОС ДО, такое сотрудничество позволит реализовать единую программу воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Литература:
«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учеб. пособие / А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2011.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М. : Сфера, 2002.
Крылова Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
Дурова Н. В. Очень важный разговор. – М. : Мозаика – синтез, 2000.