Татьяна Аманова
Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и социальная значимость опыта.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в
центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и
сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к
пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных
социальных институтов на цели и содержание физического и психического
развития ребенка дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло количество физически
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к здоровому образу жизни» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети
дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку
испытывают «двигательный дефицит» : дети стали вести малоподвижный
образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные
игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится
Локтева Ирина Юрьевна
5
национальной проблемой. Подписанное президентом России В. В. Путиным
постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в
формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство
государства за будущее нашей страны.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек
проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении
последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий
физической культурой и спортом.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования направлен на решение одной из задач -
«формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового
образа жизни…».
Образовательная область «Физическое развитие» включает становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.).
Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у
старших дошкольников во многом зависит от согласованного
взаимодействия в триаде ребнок-педагог-родитель, инициатором и
координатором которого должен выступать педагогический коллектив
дошкольного учреждения.
Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:
объективной необходимостью в организации эффективного
взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к
здоровому образу жизни и недостаточной методической
разработанностью этой проблемы;
необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и
непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и
авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания
индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.
Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и
дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие
личности ребнка через обеспечение гармонии индивидуального и
коллективного, поскольку каждый ребнок одновременно является объектом
и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом
ребнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в
обществе и сотрудничеству с членами общества.
Локтева Ирина Юрьевна
6
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в разработке новых путей и
подходов к организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями в
вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает
период с 2012 года (момент выявления противоречий и проведения
диагностики) до момента выявления результативности опыта в 2015 году.
Диапазон опыта представлен комплексной системой совместной
работы педагогов ДОУ и семей воспитанников, направленной на
формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
Представленный опыт подскажет педагогам и родителям как растить
детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и
ответственно относиться к нему.
Практическая значимость опыта заключается в возможности применения
его в повседневной практике педагогов дошкольных образовательных
учреждений и родителей.
Теоретическая база опыта.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом
здоровье ребенка и его психическом благополучии. Об этом также говорится
в областных программах: «Областная комплексная целевая программа
«Формирование здорового образа жизни у населения Белгородской области»
на 2011-2013 годы» и долгосрочная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Белгородской области на 2012-2015 годы».
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни
занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии
(В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С.
Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд, педагогики (А. В.
Запорожец, Д. Б. Эльконин В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский,
М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю.
Толстова, О. С. Шнейдер и др., области взаимодействия семьи и ДОУ (В. П.
Петленко, Н. Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.)
В работах психологов А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина отмечено, что
детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все
морфологические и функциональные структуры, определяющие
потенциальные возможности взрослого человека.
Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего
существования, не имея представления о себе и своих возможностях.
Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное
здоровье - это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами
ее не решить. Как отмечает ряд авторов С. Ф. Васильев, М. Л. Лазарев,
О. В. Морозова, О. Ю. Толстова - правильно организованная воспитательно-
образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все
медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и
здорового образа жизни.
Локтева Ирина Юрьевна
7
По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его
можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый
образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей,
направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При
этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не
складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в
течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового
образа жизни является главным звеном первичной профилактики в
укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его
оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными
привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с
жизненными ситуациями» [3, стр. 23].
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено
процессом социализации индивида. Социальное направление в решении
проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В. П. Петленко
и Н. Г. Веселова.
Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо
признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной
системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на
растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное
воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей;
оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность;
семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный
опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью
социализации личности [5].
В. Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения
должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями
[11].
Т. С. Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по
здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и
семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и
определяют уровень здоровья ребенка[13].
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и
детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает
непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием
преемственности является установление доверительного контакта между
семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная
позиция родителей и педагогов". Это говорит о том, что вопросы повышения
педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной
связи с повышением квалификации самих воспитателей.
Опираясь, на все вышесказанное, работа педагогического коллектива
ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с
семьей по вопросам развития ребенка, формирования здорового образа
жизни. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова
Локтева Ирина Юрьевна
8
«взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2)
взаимная поддержка.
Т. Доронова подчеркивает важность наглядной информации для
родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый
стиль, ясность логики, доступность, конкретность[4].
Е. П. Арноутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение
педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости,
взаимопонимания и доверия. Т. В. Короткова подчеркивает важность общения
в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует
сближению педагогов, родителей и детей [14].
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается
как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение
психического и физического здоровья, повышение адаптационных
возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это
достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи,
повышением педагогической компетенции родителей в вопросах
формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного
эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным
привычкам