Марина Валерьевна Крицкая
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством конструктивно-модельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1)
В условиях современного динамичного развития общества повышаются требования к инициативным, творческим людям. Приоритетной задачей дошкольного образования является поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Между тем в век компьютеризации и телевидения у детей снижается интерес к мыслительным действиям. Бесспорно, что растёт информированность современных детей. Они могут строить виртуальный мир, но это не заменит ребёнку тактильных, визуальных ощущений, когда ребёнок может оперировать своими постройками, строить из разнообразных, в т. ч. нетрадиционных материалов.
Публикация «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах
2слайд
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогами. Работая в детском саду, обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не умея строить, конструировать, плохо развита активность детей. Поэтому решила уделить большое внимание данной проблеме. Мой путь в педагогике - это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими.
Слайд 3 Большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания. Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше. Одним из видов таких технологий, в которой в полной мере проявляется детская инициативность и творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Слайд 4 Конструктивно – модельная деятельность –Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Слайд 5
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать.
Слайд 6
Конструктивно-модельная деятельность относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструктивно-модельной деятельности отличает его от других видов деятельности. Существуют различные виды конструктивно-модельной деятельности детей :
конструирование по образцу;
конструирование по теме;
конструирование по условиям;
конструирование по чертежам и наглядным схемам;
конструирование по замыслу.
Все виды конструктивно-модельной деятельности ребенка дошкольного возраста способствуют развитию его познавательных и творческих способностей, а также формированию основ учебной деятельности и мотивационной готовности к обучению в школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Слайд 7
Зачем людям строить? Взрослым - чтобы жить! А ребёнку? На вопрос, зачем ребёнку строить, детская психология накопила много разных ответов. Строить - конструировать дети начинают с 2лет, а иногда это происходит и гораздо раньше. Через конструирование ребёнок познает мир, при этом особенно важно развитие пространственного мышления. Так же конструктивно-модельная деятельность является ещё и средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности как трудолюбие, самостоятельность, упорство при достижении цели. Нужно отметить, что конструктивно-модельная деятельность развивает эстетическое чувство у дошкольника. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования незаменим при формировании умения и навыков исследовательского поведения.
Слайд 8
Модельно-конструктивная деятельность даёт мне возможность создавать условия для организации детского коллектива, в свою очередь помогает мне в формировании у детей элементов сотрудничества и взаимодействия. Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов.
Слайд 9
Общение с конструктором не всегда дается ребенку так просто, как может показаться на первый взгляд, а то, что эта игрушка интересна нам воспитателем, вызывает особенный интерес к ней у ребенка. Нет необходимости собирать конструктор за ребенка, просто дайте ему экспериментировать и по возможности находите применение для его поделок на практике. Основные цели и задачи конструктивно - модельной деятельности : 1 - приобщать к конструированию;развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов. приобщать детей к миру технического и художественного изобретательств развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие. закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы упражнять в конструирование по графическим моделям. совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Слад 10
Конструктор – это универсальный дидактический материал, позволяющий, реализовывать множественные задачи: знакомить детей с формой (игра «Подбери по форме», цветом (например во время игры предлагаю детям конструктор распределить по цвету, размером (строим высокие и низкие постройки, развивать логическое мышление. Речь детей - обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий: (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький, и творческие способности ребенка к конструированию и моделированию.
Слайд 11
Очень важно побуждать ребенка создавать сначала по образцу, а уже потом самостоятельно различать модели и предметы. Необходимо это делать, опираясь на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Игра может побудить конструирование, а конструирование – игру. Особенностями конструктивно-модельной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.
Слайд 12
В младшем возрасте я активно использую прием показа, т. к. у детей еще не имеется достаточного опыта конструирования. Взаимосвязь между игрой, организованной и свободной деятельностью происходит следующим образом: вот девочки решили посадить кукол отдыхать, а стульев нет. Дети сами определяю игровую проблемную ситуацию: «У кукол нет мебели». Я задаю детям вопрос: «Из чего можно сделать мебель?» Если у ребенка возникают затруднения, задаю следующий вопрос: «На что похожи детали конструктора? Какие нужно выбрать детали и как их расположить?» Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить для решения поставленной перед ним игровой задачи.
Слайд 13
По мере накопления конструктивного опыта знакомлю детей с новым видом конструирования – по условию, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Обучение этому способу конструирования содействует у детей развитию поисковой деятельности. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагаю решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для маленькой и большой машины и т. д
Слайд 14
Конструктивно-модельную деятельность организую в режиме дня в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и самостоятельной деятельности детей. Центр конструктивно-модельной деятельности в моей группе размещён в доступном для детей месте. Он наполнен мелким (настольным) и крупным (напольным) строительным материалом. Здесь же конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, игрушки-вкладыши, мягкие модули. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, транспорт. Дети пользуются ими при обыгрывании построек.
Представлен нетрадиционный материал: пробки, прищепки, палочки из под мороженого, шишки. Имеются простейшие схемы построек.
Слайд 15Для удобства строительный материал и конструкторы разложены по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов. Все конструкторы являются современными и отвечают требованиям ФГОС.
.Слайд 16 Не менее важным условием для конструктивно- модельной деятельности является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, организация совместных дел, выставки, изготовление поделок, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Планирую создать альбом «Лучшие постройки нашей группы».
Слайд 17
Так же родители активно откликнулись на просьбу создать конструктор из бросового материала.
Слайд 18 предложила родителям по конструировать с детьми дома. Вот что получилось.
Выводы: слайд
Я уверена, что мышление детей в процессе конструктивно-модельной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Совместная конструктивно-модельная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно работать дружно, не мешая друг другу.
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Слайд 20